Автор: Шарафутдинова Талия Минхайдяровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.с "Сандугач"
Населённый пункт: с.Шыгырдан
Наименование материала: мастер класс
Тема: Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для
воспитателей «Палочки
Кюизенера как
полифункциональное
дидактическое средство
интеллектуального развития»
Цель мастер - класса: Повышение
профессионального мастерства педагогов-участников м
астер-класса в процессе активного педагогического
общения по освоению опыта работы по использованию
цветных палочек Кюизенера как
полифункционального дидактического средства
интеллектуального развитиядетей дошкольного
возраста.
Задачи мастер – класса:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-
класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом
работы по применению развивающих игр с
палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам,
составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность
педагогов, повысить уровень их профессиональной
компетенции в вопросах интеллектуального
развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: столик, магнитная доска
Раздаточный материал: объемные палочки
Кюизенера, цифры.
Актуальность мастер – класса.
Эффективное развитие
интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста – одна из актуальных проблем
современности. Дошкольники с развитым
интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверены в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке, лучше подготовлены к
школе. Интеллектуальное развитие дошкольника
можно осуществить на основе игровой деятельности, в
процессе которой у ребенка формируются психические
процессы, математические представления,
приобретается опыт общения со сверстниками. Одна
из важнейших задач воспитания маленького ребенка
- развитие его ума, формирование таких
мыслительных умений и способностей, которые
позволят легко освоить новое.
Для решения этой важной задачи я, как педагог-
психолог, в своей практике с удовольствием применяю
такой дидактический материал как «Палочки
Х. Кюизенра».
Ребенок по своей природе исследователь,
экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой
ставят в тупик нас взрослых. Существует множество
способов предоставить детям возможность
самостоятельно открыть причину происходящего,
докопаться до истины, понять принцип, логику
решения поставленной задачи и действовать в
соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в
познании и изучении окружающего мира, их неуемную
любознательность помогут игры-исследования,
предлагаемые бельгийским учителем начальной
школы Джорджом Кюизинером (1891-1976). Он
разработал универсальный дидактический материал
для развития у детей математических способностей.
В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета",
посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки,
которые еще называют «числа в цвете»,
цветными палочками, цветными числами, цветными
линеечками.
Использование палочек Кюизенера способствуют:
• Формированию понятия числовой
последовательности, состава числа.
• Подводят к осознанию отношений «больше –
меньше», «право –
лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
• Учат детей делить целое на части и измерять
объекты условными мерками.
• Подойти вплотную к сложению, умножению,
вычитанию и делению чисел.
• Развиваются психические процессы: восприятие,
мышление (анализ, синтез, классификация,
сравнение, логические действия, кодирование и
декодирование, зрительную и слуховую память,
внимание, воображение, речь.
• Развивается детское творчество, фантазия и
воображение, познавательная активность.
• Развивается умение работать в коллективе.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для
выполнения наиболее простых упражнений. Они могут
использоваться во второй младшей, средней, старшей
и подготовительной группах детского сада.
Упражняться с палочками дети могут индивидуально
или по нескольку человек, небольшими подгруппами.
Возможна и фронтальная работа со всеми
детьми. Воспитатель предлагает детям упражнения в
игровой форме. Это основной метод обучения,
позволяющий наиболее эффективно
использовать палочки. Занятия
с палочками рекомендуется проводить
систематически, индивидуальные упражнения
чередовать с коллективными.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10
различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет
длину 10мм, является кубиком. Выбор цвета
преследует цель облегчить использование
комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью";
3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют
5 и 10. В каждом из наборов действует правило: чем
больше длина палочки, тем больше значение того
числа, которое она выражает.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и
величиной.
Этапы обучения
На первом этапе палочки используются просто как
игровой материал. Дети играют с ними, как с
обычными кубиками и палочками, создают различные
конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а
также качественные характеристики материала —
цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).
На втором этапе палочки уже выступают как
пособие для маленьких математиков. И тут дети
учатся постигать законы загадочного мира чисел и
других математических понятий (возраст 5-7 лет)
Практическая часть
А сейчас я предлагаю вам перейти к практической
части нашего мастер-класса и попробовать выполнить
несколько упражнений.
Примерные упражнения с палочками Кюизенера:
Игры на закрепление цвета
. (Обратить
внимание воспитателей младших групп)
1. Выложи палочки на столе, перемешай их.
Покажи по очереди красную, синюю,бардовую ,
желтую, фиолетовую, белую, черную, оранжевую,
голубую, розовую палочки.
2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько
сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько
сможешь удержать. Найди среди взятых палочек
палочки одинакового цвета.
4. Возьми с закрытыми глазами из набора
любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она
цвета.
5. Перечисли цвета всех палочек на столе.
6. Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.
7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из
них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их
концами друг к другу. Получился поезд. Составь
поезд из: - белой и синей палочек; - красной, бардовой
и синей; - голубой, оранжевой и черной; -фиолетовой,
зеленой, белой и желтой палочек.
Игры на закрепление длины
. (младшие
и средние группы)
1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в
левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к
другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной
стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка?
Или палочки одинаковы по длине?
2. Найди в наборе длинную и короткую палочки.
Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь
рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил
на вопрос.
3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они
цвета?
5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху
оказалась короткая, а сверху длинная.
На ориентировку в
пространстве.
(старшие группы)
1. Составь лесенку из белой, голубой и
желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу,
посередине?
2. Составь поезд из фиолетового, оранжевого и
красного так, чтобы оранжевый был левее
фиолетового, а фиолетовый левее красного.
Знакомство с числом.
(старшие,
подготовительные группы)
1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это
единица. Число 1.
2. Найди палочку, где белая палочка
укладывается 2 раза. Найди такую же палочку,
сколько их? (2) Розовая палочка - это число 2. (И так
до 10).
Задачи. (подготовительные группы)
1. Составь 2 поезда так, чтобы в одном из них было
3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из
розовых вагонов, был на 1 (2) вагон длиннее.
2. Составь бардовую палочку, из
одинаковых палочек разными способами.
(Состав числа).
Примеры игр с палочками Кюизенера.
Игра «Назови число - найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с
цифрой.
Ход: игры:
Ведущий называет число, играющие находят
соответствующую палочку. Затем ведущий
показывает палочку, а дети называют число, которое
она обозначает (например: белая - один, розовая - два,
голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале
числа называются и палочки показываются по
порядку, а затем в разбивку.