Напоминание

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития"


Автор: Шарафутдинова Талия Минхайдяровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.с "Сандугач"
Населённый пункт: с.Шыгырдан
Наименование материала: мастер класс
Тема: Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для

воспитателей «Палочки

Кюизенера как

полифункциональное

дидактическое средство

интеллектуального развития»

Цель мастер - класса: Повышение

профессионального мастерства педагогов-участников м

астер-класса в процессе активного педагогического

общения по освоению опыта работы по использованию

цветных палочек Кюизенера как

полифункционального дидактического средства

интеллектуального развитиядетей дошкольного

возраста.

Задачи мастер – класса:

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-

класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом

работы по применению развивающих игр с

палочками Кюизенера.

3. Обучить участников мастер – класса навыкам,

составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность

педагогов, повысить уровень их профессиональной

компетенции в вопросах интеллектуального

развития детей дошкольного возраста.

Оборудование: столик, магнитная доска

Раздаточный материал: объемные палочки

Кюизенера, цифры.

Актуальность мастер – класса.

Эффективное развитие

интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста – одна из актуальных проблем

современности. Дошкольники с развитым

интеллектом быстрее запоминают материал, более

уверены в своих силах, легче адаптируются в новой

обстановке, лучше подготовлены к

школе. Интеллектуальное развитие дошкольника

можно осуществить на основе игровой деятельности, в

процессе которой у ребенка формируются психические

процессы, математические представления,

приобретается опыт общения со сверстниками. Одна

из важнейших задач воспитания маленького ребенка

- развитие его ума, формирование таких

мыслительных умений и способностей, которые

позволят легко освоить новое.

Для решения этой важной задачи я, как педагог-

психолог, в своей практике с удовольствием применяю

такой дидактический материал как «Палочки

Х. Кюизенра».

Ребенок по своей природе исследователь,

экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой

ставят в тупик нас взрослых. Существует множество

способов предоставить детям возможность

самостоятельно открыть причину происходящего,

докопаться до истины, понять принцип, логику

решения поставленной задачи и действовать в

соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в

познании и изучении окружающего мира, их неуемную

любознательность помогут игры-исследования,

предлагаемые бельгийским учителем начальной

школы Джорджом Кюизинером (1891-1976). Он

разработал универсальный дидактический материал

для развития у детей математических способностей.

В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета",

посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки,

которые еще называют «числа в цвете»,

цветными палочками, цветными числами, цветными

линеечками.

Использование палочек Кюизенера способствуют:

• Формированию понятия числовой

последовательности, состава числа.

• Подводят к осознанию отношений «больше –

меньше», «право –

лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.

• Учат детей делить целое на части и измерять

объекты условными мерками.

• Подойти вплотную к сложению, умножению,

вычитанию и делению чисел.

Развиваются психические процессы: восприятие,

мышление (анализ, синтез, классификация,

сравнение, логические действия, кодирование и

декодирование, зрительную и слуховую память,

внимание, воображение, речь.

Развивается детское творчество, фантазия и

воображение, познавательная активность.

Развивается умение работать в коллективе.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для

выполнения наиболее простых упражнений. Они могут

использоваться во второй младшей, средней, старшей

и подготовительной группах детского сада.

Упражняться с палочками дети могут индивидуально

или по нескольку человек, небольшими подгруппами.

Возможна и фронтальная работа со всеми

детьми. Воспитатель предлагает детям упражнения в

игровой форме. Это основной метод обучения,

позволяющий наиболее эффективно

использовать палочки. Занятия

с палочками рекомендуется проводить

систематически, индивидуальные упражнения

чередовать с коллективными.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10

различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет

длину 10мм, является кубиком. Выбор цвета

преследует цель облегчить использование

комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью";

3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют

5 и 10. В каждом из наборов действует правило: чем

больше длина палочки, тем больше значение того

числа, которое она выражает.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и

величиной.

Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как

игровой материал. Дети играют с ними, как с

обычными кубиками и палочками, создают различные

конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а

также качественные характеристики материала —

цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).

На втором этапе палочки уже выступают как

пособие для маленьких математиков. И тут дети

учатся постигать законы загадочного мира чисел и

других математических понятий (возраст 5-7 лет)

Практическая часть

А сейчас я предлагаю вам перейти к практической

части нашего мастер-класса и попробовать выполнить

несколько упражнений.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

Игры на закрепление цвета

. (Обратить

внимание воспитателей младших групп)

1. Выложи палочки на столе, перемешай их.

Покажи по очереди красную, синюю,бардовую ,

желтую, фиолетовую, белую, черную, оранжевую,

голубую, розовую палочки.

2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько

сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько

сможешь удержать. Найди среди взятых палочек

палочки одинакового цвета.

4. Возьми с закрытыми глазами из набора

любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она

цвета.

5. Перечисли цвета всех палочек на столе.

6. Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.

7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из

них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их

концами друг к другу. Получился поезд. Составь

поезд из: - белой и синей палочек; - красной, бардовой

и синей; - голубой, оранжевой и черной; -фиолетовой,

зеленой, белой и желтой палочек.

Игры на закрепление длины

. (младшие

и средние группы)

1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в

левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к

другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной

стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка?

Или палочки одинаковы по длине?

2. Найди в наборе длинную и короткую палочки.

Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь

рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил

на вопрос.

3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).

4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они

цвета?

5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху

оказалась короткая, а сверху длинная.

На ориентировку в

пространстве.

(старшие группы)

1. Составь лесенку из белой, голубой и

желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу,

посередине?

2. Составь поезд из фиолетового, оранжевого и

красного так, чтобы оранжевый был левее

фиолетового, а фиолетовый левее красного.

Знакомство с числом.

(старшие,

подготовительные группы)

1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это

единица. Число 1.

2. Найди палочку, где белая палочка

укладывается 2 раза. Найди такую же палочку,

сколько их? (2) Розовая палочка - это число 2. (И так

до 10).

Задачи. (подготовительные группы)

1. Составь 2 поезда так, чтобы в одном из них было

3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из

розовых вагонов, был на 1 (2) вагон длиннее.

2. Составь бардовую палочку, из

одинаковых палочек разными способами.

(Состав числа).

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с

цифрой.

Ход: игры:

Ведущий называет число, играющие находят

соответствующую палочку. Затем ведущий

показывает палочку, а дети называют число, которое

она обозначает (например: белая - один, розовая - два,

голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале

числа называются и палочки показываются по

порядку, а затем в разбивку.



В раздел образования