Автор: Третьякова Алефтина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №273
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по познавательному и речевому развитию "Зимняя сказка", с использованием русского народного фольклора и ИКТ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №273
Конспект занятия по познавательному
и речевому развитию «Зимняя сказка»,
с использованием русского народного фольклора и ИКТ
Воспитатель
Третьякова
Алефтина Петровна
2019г.
Программные задачи:
1.Познавательное развитие:
Развивать познавательную активность и любознательность;
Закрепить и усилить детские впечатления от новогоднего праздника;
Формировать первичные представления о персонаже из русских народных
сказок (Дед Мороз);
Формировать представления о внешних признаках и повадках зверей (зайца,
медведя);
Формировать интерес к русскому народному фольклору
Развивать творческое воображение
2.Речевое развитие:
Развивать диалогическую речь;
Активизировать
речь,
побуждая
отвечать
на
вопросы
односложно
и
короткими предложениями из 2 – 3 слов, повторять фольклорный текст;
Упражнять в четком, внятном произношении гласных звуков;
Стимулировать инициативные высказывания
3.Социально – коммуникативное развитие:
Развивать речевое общение детей и игровое взаимодействие с воспитателем и
сверстниками;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения;
Формировать социально-значимые качества: сопереживание, желание придти
на помощь;
4.Художественно – эстетическое развитие:
Формировать
эстетическое
отношение
к
миру
посредством
восприятия
персонажей русских народных сказок, произведений фольклора
5.Физическое развитие:
Упражнять
в
выполнении
основных
видов
движения
–
ходьбе,
ходьбе
с
высоким подниманием колен, приседании, прыжках на двух ногах на месте и
с продвижением вперед
Словарная работа:
Обогащать
словарь
детей:
прилагательными
-
пушистая,
душистая,
длинноухий, косолапый, холодный; существительными
- берлога, шуба,
сугроб, снежок, шкатулка, видеописьмо, колокольчик;
глаголами - рычит,
шевелит, звенит;
Активизировать словарный запас детей
Методические приемы:
Игровая сюжетная ситуация;
Сюрпризный момент;
Игровые действия;
Вопросы;
Использование произведений фольклора;
Использование наглядности;
Использование элементов драматизации
Предварительная работа:
Разучивание фольклорных произведений: «Мишка косолапый по лесу идет»;
«Маленькие ножки шагают по дорожке»; «Зайка серенький сидит»;
Разучивание подвижной игры «Вышли зайки поплясать»;
Рассматривание предметных и сюжетных
картинок с изображением Деда
Мороза, медведя, зайца;
Игры с игрушками – зайчиком, мишкой;
Оборудование: игрушки: медведь, заяц, Дед Мороз; пластмассовые елочки
(3-4), домик Деда Мороза, вата, красивая шкатулка, колокольчик; снежки (из
ваты),
коробочка
для
снежков,
корзинка
и
белая
ткань
для
сугроба;
технические
средства
-
ноутбук,
беспроводная
мышка,
видеозапись,
магнитофон;
Ход занятия
До
начала
занятия
в
группе
негромко
звучит
новогодняя
музыка,
соответствующая
возрасту
детей,
которая
способствует
созданию
эмоционально положительного настроения.
Воспитатель:
Дети,
я
хочу
вас
порадовать!
Нам
пришло
видеописьмо!
Посмотрим
его?
Подойдите
сюда,
давайте
посмотрим
его
и
послушаем.
Интересно – от кого же оно?
Воспитатель
приглашает
детей
подойти
к
столику,
на
котором
расположен
ноутбук
с
дистанционной
мышкой.
Включает
короткую
видеозапись:
2
–
3
слайда
зимнего
леса,
одновременно
фоном
звучит
новогодняя музыка.
Появляется Дед Мороз и произносит: «Дорогие дети, недавно побывал на
вашем Новогоднем празднике. Очень понравилось! Вы плясали, песни пели,
стихи читали, молодцы! Приглашаю вас в
зимний лес! Очень прошу вас
помочь мне елочки снежком украсить!».
Воспитатель: Дети, кто прислал нам видеописьмо? (Дед Мороз).
Куда
приглашает
нас
Дедушка
Мороз?
(в
лес,
к
нему
в
гости).
Ответы
индивидуальные, хоровые. Воспитатель уточняет: «В лес в гости к Дедушке
Морозу».
Дети, вы согласны пойти в гости к Дедушке Морозу?
Воспитатель: Зимой в лесу холодно, надо тепло одеться.
Надеваем штаны, сапожки, кофточки, курточки, шапочки… Что еще забыли?
Рукавички…
Надеваем
рукавички,
шарфики
завязываем…
(имитируют
движения одевания). Все готовы? Молодцы, очень быстро все оделись!
Готовы? Пошли!
«Маленькие ножки шагали по дорожке, топ - топ, топ – топ!
Большие ноги шли по дороге топ – топ, топ – топ! (повторить 2 раза).
«Бим – бом, бим - бом – к Дедушке Морозу мы идем!»
Дети проговаривают вместе с воспитателем.
Создана сюжетная ситуация: стоят елочки. За одной из них прячется зайчик,
ушки торчат. Изготовлен «Снежный сугроб», в «сугробе спит медведь».
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес! Посмотрите как красиво в лесу!
Елочки зеленые стоят... Послушайте - тишина. Короткая пауза.
Дети, куда мы пришли? (в лес).
Воспитатель приглашает детей подойти к елочке. Дети встают возле
елочки.
Воспитатель:
Что
это?
(елочка).
Какая
елочка?
(зеленая,
пушистая).
Повторяют
односложно,
фразами:
«елочка
зеленая»,
«елочка
пушистая».
Давайте понюхаем запах елочки.
Елочка душистая. Дети, какая елочка? (елочка душистая). Елочка – елка –
колкая иголка. Дети повторяют фразу вместе, индивидуально.
Но, где же Дедушка Мороз? Наверное, не знает, что к нему в гости дети
пришли. Давайте его поищем. Ходят, смотрят, ищут Деда Мороза. За этой
елочкой нет и здесь нет. Находят зайца.
Воспитатель: Ой, вижу чьи – то длинные уши…, вон из – за елочки торчат…
Видите?
Ушки длинные торчат, лапки белые дрожат…
Кто под елкой, угадай – ка…
Здесь сидит трусишка…(зайка)
Воспитатель достает игрушечного зайца
Дети, кто это? (заяц, зайка)
Какой заяц? (белый, пушистый)
Какие уши у зайца? (длинные)
Покажите хвостик у зайчика. Какой хвостик? (короткий)
Ответы
детей
односложные
и
фразами:
«длинные
ушки»,
«короткий
хвостик»,
«Зайчик
белый,
пушистый»
и
т.
д.
Воспитатель
хвалит
за
инициативные высказывания.
Воспитатель: Дети, а почему зайчик дрожит? (зайчик замерз, ему холодно).
Давайте поиграем с ним, чтобы зайка согрелся. Поиграем?
Игра «Зайка серенький сидит…». Дети повторяют слова вместе с
воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать!
Воспитатель: Молодцы, дети, поиграли с зайчиком, помогли ему согреться!
Он говорит вам спасибо. Давайте зайку оставим под елочкой, а нам надо идти
в гости к Деду Морозу.
Не видно Дедушки Мороза. Здесь нет и тут нет…
Воспитатель обращает внимание детей на «сугроб» (в корзине, накрытой
простыней, лежит игрушечный медведь).
Посмотрите, дети, какой большой сугроб из снега намело! Повторяет «Это
сугроб». Давайте вместе скажем – «сугроб». Слышится «рычание» медведя.
Слышите? Мне кажется кто – то рычит… (заглядывают в сугроб, находят
игрушечного медведя).
Дети, кто это? (медведь). Здравствуй, мишенька! (дети здороваются).
Что делал медведь? (медведь спал).
Как рычал медведь? (О-О-О).
Наверное, медведь был не доволен, что мы его разбудили.
Какой медведь? (медведь большой, коричневый, косолапый).
(Ответы односложные, фразами, индивидуальные, хоровые)
Воспитатель: Медведь косолапый и большой спит в берлоге зимой.
Мы нечаянно разбудили его, наверное, ему не понравилось. Давайте ласково
назовем мишку. Как надо назвать? (мишенька)
Давайте расскажем про мишку стихотворение.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ!
(рассказывают
все
вместе,
индивидуально
–
один
начинает,
следующий
продолжает).
А сейчас давайте покажем мишке, что мы умеем ходить, как «маленькие
медвежата».
Ходьба по «медвежьи». Воспитатель хвалит детей и говорит, что мишке
понравилось.
Воспитатель: А теперь давайте вернем мишку в берлогу, пусть спит, медведи
зимой должны спать (укладывают медведя в «берлогу»).
Дети, а с Дедушкой Морозом мы так и не встретились! Где же он? Давайте
позовем его: «Дедушка Мороз! Ау – ау!» (никто не отвечает).
Воспитатель обращает внимание детей на домик: Дети, посмотрите, какой
красивый домик! Подойдем поближе? Кто в домике живет? (разные ответы
детей).
Может в этом домике живет Дед Мороз? Давайте постучим. Тук – тук, тук –
тук (дети стучат и проговаривают). Никто не отвечает…
Воспитатель: Дети, вы минуточку подождите, а я загляну в домик...
В домике на кровати спит игрушечный Дед Мороз. Воспитатель звонит в
колокольчик за ширмой – домиком и говорит голосом «Деда Мороза» - «иду –
иду». Выходит с игрушечным Дедом Морозом к детям, звеня в колокольчик.
Воспитатель (манипулируя игрушечным Дедом Морозом, говорит от лица
Деда Мороза): Вот и я, здравствуйте, маленькие друзья! Очень рад, что вы
пришли. Я по лесу ходил, снежком лес украшал, устал и крепко заснул.
(Дети здороваются.) Присаживайтесь,
дорогие дети, (дети и воспитатель
садятся на ковер возле домика, воспитатель держит игрушку Деда Мороза).
Дети, послушайте, как звенит колокольчик у Деда Мороза: «Динь, динь -
динь, динь». Воспитатель звенит в колокольчик, предлагает детям позвенеть.
Как звенит колокольчик? (динь – динь, динь - динь).
Какая
у
Деда
Мороза
шуба?
(красная,
красивая;
шуба
красная,
шуба
красивая).
Дети
отвечают
односложно,
фразами,
индивидуально,
вместе.
Воспитатель дополняет, обобщает ответы детей.
Покажите шапку у Деда Мороза (показывают). Что это? (шапка). Где у Деда
Мороза шапка? (шапка на голове). А это что? (борода).
Какая борода?
(длинная, белая).
Покажите,
какая
у
Деда
Мороза
борода?
Вот
такая
длинная
борода…
(показывают рукой, проговаривают).
Воспитатель: Дети, Дед Мороз хочет поиграть с вами в любимую игру –
«в снежки». Поиграем? Ставит игрушку деда Мороза на пенечек, рядом
ставит коробочку. Воспитатель говорит слова и бросает снежки:
Я подброшу снежки высоко,
Полетят снежки далеко.
А ребятки снежки соберут
И в коробочку их принесут.
Дети подбирают снежки, несут в коробочку (1 - 2 раза).
Воспитатель от лица Деда Мороза хвалит детей, какие они ловкие, быстрые.
Воспитатель: Дети, Дедушка Мороз просит вас ему помочь. Надо украсить
елочки снежками. Поможем?
Достает красивое ведерко со снегом (ватой) и ставит на стол.
Воспитатель: В ведерке лежит снежок. Снежком будем украшать елочки.
Что
это?
(снежок).
Какой
снежок?
(белый,
пушистый,
холодный).
Что
украсим снежком? (елочки, украсим елочки снежком). Посмотрите как:
воспитатель берет снежок (ватку), кладет на елочку и говорит: «Вот так будем
украшать, кладем снежок на елочку».
Предлагает выполнить действие детям:
А теперь вы возьмите снежок и украсьте елочки,
на эту елочку положим
снежок и на эту. Все елочки украсим. Помогает затрудняющимся, общается.
Воспитатель: Дедушка Мороз, посмотри, как мы елочки украсили.
От лица Деда Мороза хвалит детей:
Молодцы, дети, красивые елочки стали, спасибо, что помогли мне! У меня
есть для вас подарок.
Дед Мороз дарит детям красивую коробочку с конфетами. Воспитатель и
дети благодарят Деда Мороза.
Воспитатель: Дедушка Мороз, детям пора в детский сад возвращаться, до
свидания, приходи в гости к нам. Дети прощаются с Дедом Морозом.
Воспитатель: Пошли в детский сад! «Маленькие ножки шагали по дорожке,
топ - топ, топ – топ! Большие ноги шли по дороге топ – топ, топ – топ! Бим –
бом, бим - бом в детский садик мы идем!