Автор: Цуцкиридзе Кетевае Георгиевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ДЮСШ №5
Населённый пункт: Ростов - на - Дону
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы методологического подхода в современных спортивных школах
Раздел: высшее образование
Проблемы методологического подхода в современных спортивных школах.
Аннотация:
в
статье
представлены
исторические
аспекты
и
результаты
анализа
нескольких
поколений
спортсменов.
Показано,
эффективное
взаимодействие
в
современных
спортивных
школах
основ
традиционных
подходов и инновационных форм. В группах тренеров – педагогов с опытом
более 10 лет параллельно взаимодействуют инновации и традиции. В группе
тренеров - педагогов с менее чем за 5 лет, главным образом, выражены
инновационные
тенденции.
Также
в
статье
рассматривается
проблемы
изучения спортивной психологии в современных спортивных институтах.
Результаты могут быть полезны спортсменам, тренерам, учёным изучающим
психологию спорта, педагогам – психологам.
С возникновением психологии спорта стали выделятся несколько
о с н о в н ы х
э т ап о в .
П е р в ы й
э т ап
характеризуется
реализацией
методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из
общей психологии. Где основной акцент был сделан на описании сложности
спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане.
Позднее
упор
был
замещен
на
психические
явления
спортивной
деятельности:
предстартовые
и
стартовые
психические
состояния,
психотренинг,
специфика
сенсомоторного
реагирования,
автоматизация
двигательного навыка. У истоков формулировались две школы психологии
спорта:
московская
и
санкт-петербургская
(ленинградская),
возлагаемые
соответственно П. А .Рудиком и А.Ц.Пуни.
Второй этап спортивной психологии может быть охарактеризован эпохой
обеспечения практики спортивной деятельности. Основной акцент которой
был
на
разработки,
акцентируемые
на
внедрение
психологических
достижений
в
процесс
подготовки
спортсменов
и
команд,
где
наряду
с
основными
спортивными
критериями
была
бы
особо
выделена
психологическая подготовка. В результате были определены психологические
основы спортивной подготовки. Стало актуально изучение психологических
особенностей различных видов спорта и развитие познавательных процессов.
Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков,
и
психолого-педагогические
условия
успешного
освоения
спортивной
деятельности.
Третий
этап
развития спортивной
психологии
основан
углублением
теоретических
основ
научных
исследований,
где
основной
акцент
на
деятельности
и
личности
спортсмена,
особое
внимание
уделяется
к
социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных
отношений,
психологии
управления.
Психологического
мониторинга
–
регулярного наблюдения за динамикой психики. Формировался широкий круг
различных
целевых
направлений
приоритетов.
В
настоящее
время
психология
спорта
("спортивная
психология"
по
терминологии
2-го
Международного конгресса 1995 года в Москве) – вполне определившееся и
признанное направление отечественной психологии.
Несмотря на достаточно большое количество работ, и публикаций по
проблеме
психологического
сопровождения,
недостаточно
изучена
специфика сопровождающей работы применительно к различным категориям
сопровождаемых в разных типах спортивных учреждений. Поэтому проблему
психологического
сопровождения
развития
спортсменов
мы
относим
к
разряду малоизученных. Мы полагаем, что важное место в тренировочном
процессе
должно
занимать
психическое
здоровье
спортсменов,
индивидуальный подход, создание психологически безопасной и комфортной
спортивной
среды.
Введение
нового
стандарта,
создание
новых
форм
тестирований
существенно
изменит
качество
спортивной
подготовки
определит
точное
место
формам
и
видам
приложения
психологического
сопровождения в тренировочном процессе. В содержании и организации
психологической
среды
школы,
что
делает
обязательной,
конкретной
и
измеримой
деятельность
психолога
как
полноценного
участника
образовательного
процесса.
Работа
психолога,
таким
образом,
станет
необходимым элементом системы управления образовательным процессом
школы,
поскольку
результаты
его
деятельности
предполагают
оценку
качества тренировочного процесса в школе по ряду обязательных критериев.
Введение новых критериев определит весь процесс модернизации психолого-
педагогической подготовки участников.
Психологическое сопровождение
традиционно охватывает всех участников: учащихся, родителей и тренеров.
Основываясь
на
анализе
современных
тенденций
и
перехода
от
"психологической
подготовки"
к
"психологическому
обеспечению".
Преемственность
поколений
спортсменов
можно
понимать,
как
форму
передачи опыта между поколениями. Но при этом нельзя исключать, что
перед современными спортсменами стоят новые задачи и критерии.
Для
повышения качества психологического обеспечения спортивной подготовки
тренировочный
процесс
современного
спортсмен
нуждается
в
новых
инновационных подходах. Актуальность создания такой модели очевидна и
связана
с
особенностями
новых
стандартов.
Целью
психологического
сопровождения является создание социально- психологических условий для
развития личности спортсменов и эффективности их тренировок.
Также
хочется
отметить
что,
существует
множество
недостатков
в
методах
исследований
в
отечественной
спортивной
психологии
точности
интерпретаций результатов в подборке методик. На наш взгляд еще одна из
важнейших
проблем
в
психологии
спорта
заключается
в
отсутствии
индивидуальной системы для отдельного вида спорта, так как в основном все
программы, созданные с упором только высших достижений в спорте.
Список литературы:
Список литературы
Аналитические обзоры:
1. Айзенк Г. Ю. (1999). Структура личности (пер. с англ.). СПб.: Ювента;
2. Найдиффер
P.M.
(1979).
Психология
соревнующегося
спортсмена.
М.:
Физкультура и спорт
3. Вяткин Б. А. (2000). Лекции по психологии интегральной
индивидуальности человека. Перм. гос. пед. ун-т, Пермь
Материалы конференций:
4. "Спортивная
психология"
по
терминологии
2-го
Международного
конгресса 1995 года в Москве.