Напоминание

"Работа со словом на уроках русского языка"


Автор: Алгина Лидия Радомировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 25
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа со словом на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Алгина Лидия Радомировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 25 г.Томск, Заслуженный учитель РФ
Работа со словом на уроках русского языка
Думаю, не ошибусь, если скажу, что всякий образованный человек и, несомненно, всякий филолог с уважением относится к имени академика Дмитрия Сергеевича Лихачева и к его трудам. По словам ученого, «филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств в самых его «глубинных глубинах» лежит слово и связь слов. Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия; слово, а еще точнее — сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры» [1] («Письма о добром и прекрасном»). Эти слова выдающегося ученого и педагога стали предвестниками нового отношения к предметам русский язык и литература: первый (русский язык) сегодня официально признан дисциплиной, формирующей метапредметность, а второй (литература) — формирующим нравственную культуру и духовность. С большой радостью сегодня все словесники наблюдают частичное восстановление часов на изучение литературы и русского языка в среднем звене. Стоит вспомнить, какой вред принесло их сокращение и полная переориентация на подготовку к ЕГЭ по русскому языку в последние семь-десять лет: сочинение по литературе как жанр практически исчезло из школьной практики, а методика обучения сочинению, как творческой работе, сегодня почти утрачена или требует модификации в современной образовательной парадигме. Ошибки в сочинениях как раз свидетельствуют, что времени на глубокое усвоение, обдумывание и проживание текста у обучающихся не хватает. Приведем примеры фактических, грамматических и речевых ошибок. По Островскому А.Н.: Катерина хотела быть счастливой девушкой. Она считала, что ее никто не понимал. В свои восемнадцать лет она надеялась, что обретет счастье... Катерина была простой девушкой, жила в небольшой деревушке. Она очень хотела выйти замуж. После обеда Катерина вышла в сад Бориса подышать свежим воздухом. Сидя на лавке, она увидела облик Бориса, хотя обещала мужу, что ни на кого смотреть не будет. По Лермонтову М.Ю.: При возможности потерять её навеки стало дороже жизни, чести, счастья. Хоть бы хватило коня на десять минут. Когда конь упал, он не мог поверить, что все! Через несколько минут и сдох! Печорин скакал, захлебываясь от нетерпения. По Лескову Н.С.: Левша был косой и, наверно, слепой. Взгляды у Левши были на всех косые, в смысле смотрел на всех с предостережением. Про Левшу: все его поколение работало там, там работал и он. Анализ ошибок также свидетельствует и об ограниченном лексиконе школьников. Как же сделать так, чтобы расширить словарный запас школьников, чтобы подобных ошибок стало меньше? Словарная работа на уроке русского языка должна быть постоянной и разнообразной. Если УМК, по которому работает учитель, не имеет списка слов для обязательного ознакомления и заучивания орфограмм, то такой список должен быть составлен самим учителем. Обязательной и постоянной также должна быть работа над тематическими группами слов: цветы, спорт, транспорт, праздники, инструменты. Приведем примеры слов,
характеризующих качества человека и его поведение: честолюбие, тщеславие, лицемерие, чванливость, корыстолюбие, черствость, терпимость, легкомыслие, гордость, высокомерие, сварливость, щепетильность. Это не весь список, но и названные слова- характеристики потребуют времени на разъяснение значения каждого из них. А затем обязательно составляем предложения с этими словами. Если на каждом уроке знакомиться хотя бы с двумя-тремя новыми словами, помогающими описывать мир чувств человека, то на уроках литературы анализ текста будет более глубоким, а чтение более осмысленым. Большой положительный результат дает работа на сочетаемость слов. Например, можно предложить сначала записать слова в столбик и выполнить с ними некоторую работу по грамматике (определить часть речи, выделить суффикс); затем записать слова во второй столбик и также выполнить некоторую грамматическую работу с этими словами (определить вид и время глагола, выделить суффикс прошедшего времени). А затем соединить стрелками те из них, что сочетаются по смыслу и могут образовать словосочетания. весело перепрыгнул умело поступил ловко Провел время смело нарисовал дерзко ответил ласково посмотрел глубоко поднялся открыто улыбнулся нежно обнял звонко рассмеялся высоко летел низко поранил Учитель работает по рабочей программе, составленной на основе какой-либо авторской программы и объем материала обычно таков, что времени отойти от планирования нет. Чтобы пробудить воображение, формировать навык анализа текста и умение обобщать материал, ежеурочно можно тренироваться на мини-текстах, которыми являются пословицы. На основе данного задания учитель может составить аналогичные. Карточка. 1. Запишите предложение, сделайте разбор по членам предложения: Две руки сильнее одной. 2. Запишите предложение и дайте ему синтаксическую характеристику: Друзьям не поможешь — сам пропадешь. 3. Какой общей мыслью связаны эти пословицы? Сформулируй ответ и запиши предложение. В другой раз можно предложить после работы с двумя-тремя пословицами написать мини-сочинение. Можно предложить алгоритм работы над подобным сочинением. Этот же алгоритм можно использавать для оценки прочитанной книги, или просмотренного спектакля, или экранизации изучаемого литературного произведения. Этапы работы над письменной работой (алгоритм): 1. Я задумался о (необходимо сформулировать мысль или суждение) 2. Объяснение, почему возникла именно эта мысль (на основе каких наблюдений,
поступков героев, их высказываний, суждений) 3. Я пришел к выводу... Например: Я задумался: что такое настоящая любовь? В ходе спектакля я наблюдал, как проявлялось это чувство у героя, как оно развивалось, иногда я сомневался, можно ли представленные переживания назвать любовью, одновременно я с горечью заметил обман и неискренность героини, ее способность солгать и предать ради призрачной выгоды … Я понял, что любовь — это... Большую пользу в учении приносят сочинения с дополнительным грамматическим заданием. Здесь требуется и точный подбор слов, и точный выбор грамматических средств. Вот пример сочинения, в котором использованы односоставные предложения. Моя мечта. Прекрасная профессия. Мечтаю овладеть такой. Парикмахер. Приходишь на работу, раскладываешь щетки, расчески, ножницы разных видов. Расставляешь флаконы с шампунем, гелем, лаком для волос. Протираешь большое зеркало до блеска, включаешь приятную музыку и ждешь посетителей. Звонок в дверь. Девушка с просьбой сделать прическу на свадьбу. Рассматриваем журналы, подбираем украшения в волосы. Принимаюсь за работу, слежу за выражением лица девушки в зеркале. Хочу, чтобы она осталась довольна. Последние штрихи. Брызгаю на уложенные волосы серебристым лаком и с помощью заколок прикрепляю искусственные цветы. Прическа готова! На лице девушки довольная улыбка. Мечтаю стать высококлассным парикмахером. У учителя в методической копилке сегодня много приемов, методов обучения; он использует технологии проблемного, группового, индивидуального обучения, но если ученик не читает художественную литературу или читает мало, то он и не может точно высказаться ни в устной, ни в письменной форме. В этом случае большую помощь оказывает работа со словом на уроках русского языка. Список литературы. 1.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общ. ред. Г.А.Дубровской. - Изд. 3-е. - М.: Дет. лит., 1989. - 238 с.: фотоил. ISBN 5-08-002068-7 с.214.


В раздел образования