Напоминание

Владимировна "Опыт сотрудничества педагогов МОУ СЮН Кировского района Волгограда с дошкольными образовательными учреждениями".


Автор: Овчарова Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Станция юных натуралистов Кировского района Волгограда"
Населённый пункт: Город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Владимировна "Опыт сотрудничества педагогов МОУ СЮН Кировского района Волгограда с дошкольными образовательными учреждениями".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Овчарова Оксана Владимировна «Опыт сотрудничества педагогов МОУ

СЮН Кировского района Волгограда с дошкольными образовательными

учреждениями».

Сотрудничество педагогов станции юннатов с дошкольными учреждениями

началось

более

20

лет

назад,

первыми

партнёрами

стали

воспитатели

Кировского детского дома. Известно, что самые тесные связи устанавливаются

на основе общих интересов, вот таким общим стал интерес педагогов станции,

воспитателей

и

методистов

дошкольных

учреждений

к

проблемам

экологического

образования

детей.

В

настоящее

время

педагоги

Станции

успешно

сотрудничают

с

дошкольными

образовательными

учреждениями

Детскими садами № 377, 214, 228, 13, 255, 325.

Предпосылками сотрудничества стали следующие факторы:

Готовность сторон к совместной творческой работе:

Наличие специализированной материально-технической базы

учреждения:

Опыт работы специалистов МОУ СЮН и ДОУ.

Готовность сторон к совместной творческой работе была обусловлена:

- актуальностью проблем;

- социальным заказом,

- общностью интересов;

Немаловажную

роль

сыграло

наличие

специализированной

базы.

Библиотечный фонд составляет: около 4000 экземпляров научно-популярной и

методической

литературы,

комплекты

аудио,

видео,

мультимедийных

материалов. К услугам педагогов коллекции животных и комнатных растений;

наглядные пособия, дидактический материал и технические средства обучения.

В учреждении размещена экспозиция музея Охраны природы Волгоградской

области.

Основа

сотрудничества

опыт

специалистов

Станции

юннатов

и

дошкольных образовательных учреждений.

Формы совместной работы.

Участие в работе Организационно-методического центра Поволжской

Межрегиональной Выставки по экологическому воспитанию

дошкольников;

Участие в совместных семинарах и конференциях;

Проведение занятий педагогами МОУ СЮН Кировского района на базе

детских садов;

Проведение занятий воспитателями дошкольных образовательных

учреждений на базе Станции юннатов;

Проведение тематических экскурсий. («Животный мир Волгоградской

области», «Растительный мир Волгоградской области», «Наши питомцы»,

«Редкие и исчезающие растения и животные Волгоградской области»,

«Культурные растения края»;

Методическая помощь в организации и проведении занятий по экологии:

а) использование библиотечного фонда станции, наглядных пособий,

живых объектов для подготовки и проведения занятий;

б) консультации методистов.

Система работы по экологическому образованию дошкольников строится

на основе знаний возрастных особенностей детей в восприятии природы и

создании

необходимых

условий,

способствующих

достижению

цели

экологического образования. К таким условиям мы относим:

- знания о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их

существования;

- знания о человеке как биосоциальном существе;

- знания о человеке как существе социальном;

- деятельность общения с природой, основанная на знаниях о жизни живого и

его закономерностях. (Природоохранительные поступки, уход за объектами

природы, наблюдения с опознавательной и эстетической целью);

- накопление эмоционально- нравственного опыта в ходе общения с природой и

на этой основе формирование этичного отношения к природе.

Основы успеха.

Создание экологической развивающей среды;

Активное сотрудничество с воспитателями и методистами ДОУ

(закрепление материала занятий, анализ результативности, оценка

родителей, рефлексия);

Личностные качества педагога (эмоциональность, мобильность,

коммуникабельность);

Высокая компетентность специалистов МОУ и ДОУ;

Творческая активность партнёров.

Экологическая

образовательная

среда

в

дошкольном

учреждении

способствует

познавательному

развитию

ребенка,

эколого-эстетическому

развитию, формированию экологически грамотного поведения, оздоровлению

ребенка,

то

есть

способствует

реализации

всех

компонентов

содержания

образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного.

Поэтому

педагоги

оказывают

посильную

помощь

воспитателям

в

решении

этого

вопроса:

пополняют

коллекции,

определяют

комнатные

растения,

составляют рекомендации по содержанию тех или иных видов животных или

растений.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной

педагогики.

Создание

эффективной

системы

экологического

образования

в

детском саду мы видим в интегрированном подходе к решению проблем этого

образования.

Свою

работу

мы

строим

на

тесном

сотрудничестве

с

воспитателями, которые работают над:

-

закреплением

материала

занятий:

художественное

творчество,

викторины,

беседы, игры;

- налаживанием обратной связи, для анализа результативности занятий;

-

повышением

активности

родителей,

их

участием

в

акциях,

конкурсах,

проектах.

Эффективность системы экологического образования зависит от личных

качеств педагога, его

компетентности и творческой активности, поэтому мы

ответственно относимся к подбору специалистов для работы с дошкольниками.

Все педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, имеют

первую

или

высшую

квалификационные

категории,

владеют

методиками

занятий с дошкольниками, творчески относятся к решению поставленных задач.

Особое место в системе работы педагогов нашего учреждения занимает

отношение детей к животным – это та область деятельности ребенка, где можно

наиболее

успешно

осуществлять

нравственное

воспитание.

Ребенок

легче

эмпатирует (смотрит на мир глазами другого существа), и поэтому ему гораздо

легче сопереживать с другим существом.

Кроме

прямой

цели

-

воспитания

доброго

отношения

к

животным,

уважения к их жизни, достигается и другая цель - формирование нравственного

человека

в

целом,

ведь

милосердие,

доброта,

отзывчивость

-

это

черты

характера, которые являются базовой характеристикой личности

Рассматривая

методику

формирования

этичного

отношения

детей

к

окружающему миру на занятиях по экологии, можно выделить следующие три

принципа.

Принцип

первый.

Формирование

этичного

отношения

ребенка

к

окружающим происходит через воздействие на эмоции ребенка. Выбор этого

пути

диктуется

возрастными

особенностями

дошкольников,

которые

острее

воспринимают

эмоциональную

информацию,

чем

рациональную.

Особенно

следует избегать ссылок на "пользу" животного. Такого рода мотивы не имеют

отношения к этике взаимоотношений человека и животного. Положительные

эмоции

у

ребенка

могут

быть

сформированы,

если

раскрыть

перед

ним

самостоятельную ценность животного.

Принцип

второй.

Принцип

воздействия

на

эмоции

ребенка

диктует

необходимость использования также принципа активности, то есть

личной

заинтересованности в судьбе животного, сбор информации о нем, деятельность,

приносящая

пользу

животному

(помогают

животным,

наблюдают

за

ними,

рисуют

животных,

играют

в

ролевые

игры,

представляя

себя

на

месте

животного).

Принцип третий.

Формирование

этичной

личности

воспитателя.

Важнейшим воспитывающим фактором при осуществлении данной методики

становится личность учителя. Только его искренняя заинтересованность в теме,

доброе

отношение

к

животным

убедят

детей

в

серьезности

того,

что

он

рассказывает.

К итогам нашего сотрудничества можно отнести:

Создание системы работы с дошкольниками;

Повышение эффективности непрерывного экологического образования;

Повышение уровня компетенций педагогов СЮН и воспитателей ДОУ;

Возможность мониторинга экологического образования дошкольников;

Пропаганда и популяризация

экологических знаний.



В раздел образования