Автор: Батурина Наталья Фёдоровна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Тербуны
Населённый пункт: Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Группа продлённого дня как обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Раздел: начальное образование
Батурина Наталья Фёдоровна
воспитатель группы продлённого дня
МБОУ СОШ с.Тербуны
Липецкая область
ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА
УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных
учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей
и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на
работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все
больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности
детей, их интеллектуального и нравственного развития.
Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи воспитания
личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим
группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и
педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную
деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых
детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
Уделяется внимание развитию познавательных и творческих способностей
детей. Они, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой,
находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют
перед одноклассниками. Проводятся клубные часы. Ребята собирают вырезки
из периодической печати, фотографии. Дети принимают участие в школьных
выставках. Становятся победителями, получают дипломы.
В основу системы воспитания должны быть положены следующие исходные
принципы:
1) принцип гуманистического воспитания;
2) принцип личностно - ориентированного подхода. Развитие личности
происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности,
в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в
работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни
растущего человека;
3) принцип здоровье - сберегающий. Важно воспитать у школьников
ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу
будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый
образ жизни – это норма;
4) принцип познавательности: обязательный учет природы ребенка, его
половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни
детей с жизнью живой природы;
5) принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной
для ребенка деятельности: игровой, познавательной, трудовой, досуговой,
творческой.
Направления педагогической деятельности:
· Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки
информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего
задания;
· Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание
детей на результативную работу.
· Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
· Активизация познавательной деятельности учащихся.
· Развитие творческих способностей.
· Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества
в коллективе.
· Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
соблюдение гигиенических норм, режима дня.
· Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей
семьи, окружающим его людям.
· Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам
своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда
неудача постигла другого.
· Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
· Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
· Расширить представления быта ребят о нашем городе, научить любить
его.
Для достижения поставленных задач я использую комплекс занятий
различной направленности:
Самоподготовка один из основных этапов в режиме группы продленного дня.
Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых
школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в
определенное время.
Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной
работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.
Перед самоподготовкой группе ставится ряд задач:
Закрепление и повторение изученного материала,
· развитие интереса к учению,
· приобретение школьниками навыков
самостоятельной работы,
· формирование исполнительских навыков.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и
воспитательные функции
Образовательные функции:
· информационная (закрепление и
повторение знаний полученных на уроках);
· развивающая функция (развитие
внимания, памяти, мышления, речи детей.);
· конструктивная функция (планирование
учебной работы, распределение сил).
Воспитательные функции:
· мотивационная;
· формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств
личности (трудолюбие, воля, активность);
· организационная функция.
В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития
способностей детей я провожу беседу - как выполнять домашнее задание.
Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для
самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение
заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети
приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к
самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые
усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению
знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с
математическим содержанием, которые развивают сообразительность,
внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. В условиях
занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания,
умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное
воспитание ребенка. Формируются такие ценные качества личности, как
выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность,
объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой
работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и
создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях
длительного пребывания детей в школе. Стимулирует творческие и
познавательные процессы, способствует разрядке напряженности, снимает
утомление.
В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь,
столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно,
где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей младшего
школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать
также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного
характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой
деятельности к учебной.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного
обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую
деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких
навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей
она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих
способностей я использую для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД
более интересным и содержательным. Причем, проведение таких занятий
регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми,
их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных
ситуаций, общественной жизни. Игра носит воспитательно-образовательный
и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в
учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой
он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической
работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно
обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей
ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы,
кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в
младшем школьном возрасте. Все черты творческой деятельности
неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность
предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения,
рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный
необычный способ решения.
Естественно, что ребёнок создаёт субъективно- новое, т. е. новое для него
самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе
занятий формируются его способности личности.
В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое
значение, т. к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный
материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме
того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его
жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а
постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и
образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.
Неспособных к творчеству нет! Развить заложенную в каждом ребёнке
способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того,
чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель
и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать
поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.
Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и
внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья,
раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал
младших школьников.