Напоминание

"Группа продлённого дня как обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся"


Автор: Батурина Наталья Фёдоровна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Тербуны
Населённый пункт: Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Группа продлённого дня как обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Батурина Наталья Фёдоровна

воспитатель группы продлённого дня

МБОУ СОШ с.Тербуны

Липецкая область

ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА

УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных

учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей

и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на

работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все

больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности

детей, их интеллектуального и нравственного развития.

Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи воспитания

личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим

группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и

педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную

деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых

детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Уделяется внимание развитию познавательных и творческих способностей

детей. Они, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой,

находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют

перед одноклассниками. Проводятся клубные часы. Ребята собирают вырезки

из периодической печати, фотографии. Дети принимают участие в школьных

выставках. Становятся победителями, получают дипломы.

В основу системы воспитания должны быть положены следующие исходные

принципы:

1) принцип гуманистического воспитания;

2) принцип личностно - ориентированного подхода. Развитие личности

происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности,

в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в

работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни

растущего человека;

3) принцип здоровье - сберегающий. Важно воспитать у школьников

ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу

будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый

образ жизни – это норма;

4) принцип познавательности: обязательный учет природы ребенка, его

половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни

детей с жизнью живой природы;

5) принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной

для ребенка деятельности: игровой, познавательной, трудовой, досуговой,

творческой.

Направления педагогической деятельности:

· Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки

информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего

задания;

· Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание

детей на результативную работу.

· Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.

· Активизация познавательной деятельности учащихся.

· Развитие творческих способностей.

· Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества

в коллективе.

· Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;

соблюдение гигиенических норм, режима дня.

· Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей

семьи, окружающим его людям.

· Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам

своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда

неудача постигла другого.

· Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.

· Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.

· Расширить представления быта ребят о нашем городе, научить любить

его.

Для достижения поставленных задач я использую комплекс занятий

различной направленности:

Самоподготовка один из основных этапов в режиме группы продленного дня.

Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых

школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в

определенное время.

Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной

работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.

Перед самоподготовкой группе ставится ряд задач:

Закрепление и повторение изученного материала,

· развитие интереса к учению,

· приобретение школьниками навыков

самостоятельной работы,

· формирование исполнительских навыков.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и

воспитательные функции

Образовательные функции:

· информационная (закрепление и

повторение знаний полученных на уроках);

· развивающая функция (развитие

внимания, памяти, мышления, речи детей.);

· конструктивная функция (планирование

учебной работы, распределение сил).

Воспитательные функции:

· мотивационная;

· формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств

личности (трудолюбие, воля, активность);

· организационная функция.

В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития

способностей детей я провожу беседу - как выполнять домашнее задание.

Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для

самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение

заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети

приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к

самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые

усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению

знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с

математическим содержанием, которые развивают сообразительность,

внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. В условиях

занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания,

умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное

воспитание ребенка. Формируются такие ценные качества личности, как

выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность,

объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой

работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и

создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях

длительного пребывания детей в школе. Стимулирует творческие и

познавательные процессы, способствует разрядке напряженности, снимает

утомление.

В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь,

столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно,

где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей младшего

школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать

также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного

характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой

деятельности к учебной.

Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного

обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую

деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких

навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей

она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих

способностей я использую для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД

более интересным и содержательным. Причем, проведение таких занятий

регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми,

их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных

ситуаций, общественной жизни. Игра носит воспитательно-образовательный

и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в

учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой

он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической

работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно

обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей

ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы,

кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в

младшем школьном возрасте. Все черты творческой деятельности

неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность

предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения,

рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный

необычный способ решения.

Естественно, что ребёнок создаёт субъективно- новое, т. е. новое для него

самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе

занятий формируются его способности личности.

В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое

значение, т. к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный

материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме

того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его

жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а

постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и

образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.

Неспособных к творчеству нет! Развить заложенную в каждом ребёнке

способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того,

чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель

и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать

поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.

Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и

внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья,

раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал

младших школьников.



В раздел образования