Напоминание

Приёмы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения в 1 классе


Автор: Головинская Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №16
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Головинская Ирина Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ Гимназия №16

Г.Красноярск

Приёмы работы над художественным произведением на уроках

литературного чтения в 1 классе.

Многогранны задачи современного урока чтения в начальных классах:

формирование в совершенстве навыка чтения, выработка умения работать с

текстом, Развитие навыков связной устной речи. На решение этих задач

ориентирован новый цикл учебников «Литературного чтения», заложить

основы литературного образования младших школьников. Методический

аппарат книг содержит разнообразные вопросы и задания для развития

творческих способностей детей, ассоциативного мышления. Рассмотрим

некоторые из них, использованные на уроках литературного чтения в 1

классе МБОУ Гимназия 16 г. Красноярска .

Известно, что одним из важных элементов урока, на котором изучается

новое произведение, является подготовка к чтению, Которая во многом

определяет эмоциональное восприятие, создаёт атмосферу радостного

ожидания, возбуждает интерес к самому процессу чтения. Приведу фрагмент

урока чтения ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь . Дети

отгадывают загадку о медведе, рассматривают картинку с его изображением,

рассказывают, что им известно об этом животном. Учитель дополняет

рассказы детей и предлагает представить, что встретились белый и бурый

медведи, а затем читают сказку «Белый медведь и бурый медведь» и

узнают, что произошло с её героями.

Перед чтением сказки «Лиса и тетерев» учащиеся вспоминали известные

им с детства сказки» Лисичка-сестричка и волк», « Колобок», « Терем –

теремок» и определяли, что общего в этих сказках. Затем выясняли, какой,

как правило, бывает изображена лиса в сказках? (Хитрая)

Постановка вопроса перед первичным целостным восприятием сказки

позволяет учителю не только организовать беседу эмоционально-оценочного

плана, но и перейти к повторному чтению, в ходе которого воспитывается

вдумчивый читатель, способный глубоко понять содержание произведения,

его идею. Например, при перечитывании сказки «Айога» учитель обращается

к детям с такими вопросами и заданиями, которые помогут обратить

внимание на детали, ускользающие из поля зрения маленьких читателей.

- Перечитаем сказку и поговорим о её героине. Какая Айога в начале

сказки? Что с ней произошло? ( Она загордилась.) Прочитайте , где говорится

о том, что она стала ленивая А теперь прочитаем этот отрывок по ролям. Как

следует читать слова матери? Айоги? Кто же помог матери? ( Соседская

девочка. Она принесла воды.) А что произошло дальше? Прочитайте про себя

и подумайте, почему именно на речке произошло волшебство? ( Айога

поняла, что соседская девочка добрая)

Органической частью осмысления содержания произведения является

осмысление его языка, в особенности тех слов и выражений, которые

характеризуют тот или иной персонаж. Так, при чтении сказки «Лиса и

журавль» учитель обращает внимание первоклассников на выражения: «не

обессудь, куманёк»; «больше нечем потчевать»; «домой пошла не солоно

хдебавши». Дети испытывают затруднение в толковании значений

приведённых выражений, и учитель предлагает ещё раз внимательно

перечитать сказку, напомнив: мало читать сказку, над ней надо ещё думать.

На этой стадии ,именуемой стадией обдумывающего восприятия, важно

обеспечить не только напряжённую работу мысли ,но и условия для развития

воссоздающего и творческого воображения. Такой подход к анализу

произведения обеспечивают задания творческого характера.

Работа, указанная выше, получила своё продолжение в тетрадях по

литературному чтению, которые являются составной частью учебно-

методического комплекса по предмету.

Анализ детских работ показал, что 38% учащихся проявили интерес к

чтению и сочинили собственные сказки.

На уроках литературы в 1 классе художественное произведение должно

рассматриваться как явление искусства. Цель такого подхода –

формирование первых поэтических представлений. Так, в разделе «Стихи

русских поэтов» первоклассники знакомятся со творчеством Ф.И. Тютчева.

После слова учителя о поэте и демонстрации сборников со стихами Ф.И.

Тютчева дети слушают стихотворение «Зима недаром злится» и готовятся

ответить на вопрос, можно ли весну и зиму представить как живых? В

процессе повторного чтения первого четверостишия выясняется, почему

зима злится ( не хочет уходить, хочет везде властвовать). Затем детям

предлагается представить себе, как это «весна в окно стучится» (слышна

первая капель, ярко светит солнце; набухли почки на деревьях ). Так,

привлекая жизненный опыт детей, их наблюдения за изменениями в

природе, учитель работает над осмыслением поэтических образов весны и

зимы в стихотворении Ф.И. Тютчева. Завершается анализ поэтического

произведения выполнением задания творческого характера – выписать в

тетрадь по литературному чтению в левый столбик слова, характеризующие

весну (стучится, гонит, хохочет, шумит), в правый – зиму ( злится, хлопочет,

ворчит, взбесилась), раскрасит столбики в такие тона, которые можно

использовать при рисовании иллюстрации к этому стихотворению.

Доказательством того, что поэтические образы были достаточно глубоко

восприняты, является правильный выбор цветов: ярких, тёплых тонов для

изображения весны, холодных- для зимы. Учитель возвращается к вопросу ,

послужившему целевой установкой перед первичным целостным

восприятием стихотворения: чей образ встаёт перед глазами, когда читаешь

слова левого столбика? (весны – молодой красивой девушки) Правого

столбика (зимы: злой ведьмы)

Работа на уроках литературного чтения позволяет не только сопоставлять

отдельные поэтические образы, персонажи, но и отдельные произведения.

Например, стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики мои» и В. А.

Жуковского « Мальчик с пальчик».

Таким образом , используя богатые возможности методического аппарата

учебников литературного чтения , можно обеспечить достаточно высокий

уровень решения задач литературного образования и творческого развития

младших школьников



В раздел образования