Автор: Головинская Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №16
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения в 1 классе
Раздел: начальное образование
Головинская Ирина Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ Гимназия №16
Г.Красноярск
Приёмы работы над художественным произведением на уроках
литературного чтения в 1 классе.
Многогранны задачи современного урока чтения в начальных классах:
формирование в совершенстве навыка чтения, выработка умения работать с
текстом, Развитие навыков связной устной речи. На решение этих задач
ориентирован новый цикл учебников «Литературного чтения», заложить
основы литературного образования младших школьников. Методический
аппарат книг содержит разнообразные вопросы и задания для развития
творческих способностей детей, ассоциативного мышления. Рассмотрим
некоторые из них, использованные на уроках литературного чтения в 1
классе МБОУ Гимназия 16 г. Красноярска .
Известно, что одним из важных элементов урока, на котором изучается
новое произведение, является подготовка к чтению, Которая во многом
определяет эмоциональное восприятие, создаёт атмосферу радостного
ожидания, возбуждает интерес к самому процессу чтения. Приведу фрагмент
урока чтения ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь . Дети
отгадывают загадку о медведе, рассматривают картинку с его изображением,
рассказывают, что им известно об этом животном. Учитель дополняет
рассказы детей и предлагает представить, что встретились белый и бурый
медведи, а затем читают сказку «Белый медведь и бурый медведь» и
узнают, что произошло с её героями.
Перед чтением сказки «Лиса и тетерев» учащиеся вспоминали известные
им с детства сказки» Лисичка-сестричка и волк», « Колобок», « Терем –
теремок» и определяли, что общего в этих сказках. Затем выясняли, какой,
как правило, бывает изображена лиса в сказках? (Хитрая)
Постановка вопроса перед первичным целостным восприятием сказки
позволяет учителю не только организовать беседу эмоционально-оценочного
плана, но и перейти к повторному чтению, в ходе которого воспитывается
вдумчивый читатель, способный глубоко понять содержание произведения,
его идею. Например, при перечитывании сказки «Айога» учитель обращается
к детям с такими вопросами и заданиями, которые помогут обратить
внимание на детали, ускользающие из поля зрения маленьких читателей.
- Перечитаем сказку и поговорим о её героине. Какая Айога в начале
сказки? Что с ней произошло? ( Она загордилась.) Прочитайте , где говорится
о том, что она стала ленивая А теперь прочитаем этот отрывок по ролям. Как
следует читать слова матери? Айоги? Кто же помог матери? ( Соседская
девочка. Она принесла воды.) А что произошло дальше? Прочитайте про себя
и подумайте, почему именно на речке произошло волшебство? ( Айога
поняла, что соседская девочка добрая)
Органической частью осмысления содержания произведения является
осмысление его языка, в особенности тех слов и выражений, которые
характеризуют тот или иной персонаж. Так, при чтении сказки «Лиса и
журавль» учитель обращает внимание первоклассников на выражения: «не
обессудь, куманёк»; «больше нечем потчевать»; «домой пошла не солоно
хдебавши». Дети испытывают затруднение в толковании значений
приведённых выражений, и учитель предлагает ещё раз внимательно
перечитать сказку, напомнив: мало читать сказку, над ней надо ещё думать.
На этой стадии ,именуемой стадией обдумывающего восприятия, важно
обеспечить не только напряжённую работу мысли ,но и условия для развития
воссоздающего и творческого воображения. Такой подход к анализу
произведения обеспечивают задания творческого характера.
Работа, указанная выше, получила своё продолжение в тетрадях по
литературному чтению, которые являются составной частью учебно-
методического комплекса по предмету.
Анализ детских работ показал, что 38% учащихся проявили интерес к
чтению и сочинили собственные сказки.
На уроках литературы в 1 классе художественное произведение должно
рассматриваться как явление искусства. Цель такого подхода –
формирование первых поэтических представлений. Так, в разделе «Стихи
русских поэтов» первоклассники знакомятся со творчеством Ф.И. Тютчева.
После слова учителя о поэте и демонстрации сборников со стихами Ф.И.
Тютчева дети слушают стихотворение «Зима недаром злится» и готовятся
ответить на вопрос, можно ли весну и зиму представить как живых? В
процессе повторного чтения первого четверостишия выясняется, почему
зима злится ( не хочет уходить, хочет везде властвовать). Затем детям
предлагается представить себе, как это «весна в окно стучится» (слышна
первая капель, ярко светит солнце; набухли почки на деревьях ). Так,
привлекая жизненный опыт детей, их наблюдения за изменениями в
природе, учитель работает над осмыслением поэтических образов весны и
зимы в стихотворении Ф.И. Тютчева. Завершается анализ поэтического
произведения выполнением задания творческого характера – выписать в
тетрадь по литературному чтению в левый столбик слова, характеризующие
весну (стучится, гонит, хохочет, шумит), в правый – зиму ( злится, хлопочет,
ворчит, взбесилась), раскрасит столбики в такие тона, которые можно
использовать при рисовании иллюстрации к этому стихотворению.
Доказательством того, что поэтические образы были достаточно глубоко
восприняты, является правильный выбор цветов: ярких, тёплых тонов для
изображения весны, холодных- для зимы. Учитель возвращается к вопросу ,
послужившему целевой установкой перед первичным целостным
восприятием стихотворения: чей образ встаёт перед глазами, когда читаешь
слова левого столбика? (весны – молодой красивой девушки) Правого
столбика (зимы: злой ведьмы)
Работа на уроках литературного чтения позволяет не только сопоставлять
отдельные поэтические образы, персонажи, но и отдельные произведения.
Например, стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики мои» и В. А.
Жуковского « Мальчик с пальчик».
Таким образом , используя богатые возможности методического аппарата
учебников литературного чтения , можно обеспечить достаточно высокий
уровень решения задач литературного образования и творческого развития
младших школьников