Напоминание

"Лоскутная аппликация"


Автор: Астахова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №93 города Орла
Населённый пункт: город Орёл Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Лоскутная аппликация"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детство

важный

жизненный

период,

в

котором

закладываются

основные черты и способности личности. Образовательный процесс в ДОУ

направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно

мыслящей,

способной

к

эстетическому

пониманию

действительности,

стремящейся

воплощать

свои

идеи

в

творческом

ключе.

Современные

образовательные технологии

в

дошкольном

образовании

направлены

на

реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В

концепции

ФГОС

в

качестве

конечного

результата

образовательной

деятельности ДОО отводится место развитию творческих качеств личности

ребёнка. Занятия творчеством является неотъемлемой частью развивающего

обучения детей. У детей развивается образное, конструктивное мышление,

воображение,

зрительная

память.

В

процессе

творчества

раскрывается

личность ребёнка, появляется уверенность в правильности своего выбора,

реализации своих идей. Эффективным средством формирования творческой

личности

в

дошкольном

возрасте,

являются

продуктивные

виды

деятельности, в которых появляется и материализуется замысел. Одним из

наиболее близких и естественных видом деятельности является аппликация.

Аппликация

-

это

способ

получения

изображения,

заключающийся

в

накладывании, наклеивании или нашивании на какую – либо поверхность

разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов. Очень

интересным

видом

аппликации

является

лоскутная.

Ткань,

основной

материал для этого рода занятий, даёт широкий простор для творчества.

Причем

для

работы

годится

любой

материал

-

шерстяные,

шелковые,

хлопчатобумажные и искусственные ткани, кусочки кожи и замши. Однако

для занятий с детьми лучше использовать наиболее простой и очень яркий

материал – ситцевую ткань, который имеет весьма широкую цветовую гамму.

Самое основное – это подбор ткани по цвету, по характеру и замыслу

рисунка,

по

свойствам

материала.

Умение

вырезать

детали

по

шаблону,

складывать детали на основу, наклеивать их. Так же можно сворачивать

детали, накладывать друг на друга и даже мять.

Знакомство с лоскутной аппликацией проводятся в несколько этапов.

-

На

самом

первом

занятии

происходит

знакомство

с

видами

и

свойствами ткани. Детям показываем, что из ткани можно выложить узор,

различать

геометрические

фигуры,

соотносить

части

по

величине,

объединять эти части в целое, разделять ткани по цвету: тёмные и светлые;

тёплые и холодные.

Вначале дети работают с этими деталями на плоскости, выполняют

простые

задания.

К

примеру,

находят

похожие

детали,

находят

детали,

одинаковые по цвету, по форме. Находят и соединяют эти детали в целое.

Выкладывают фигуру из деталей, используя образец. Таким образом, как бы

составляя мозаику из частей.

Второй

этап

занятий

умение

работать

с

материалом.

Детям

объясняем,

как

применять

ткань

для

аппликаций.

Берём

кусочек

ткани,

переворачиваем

изнаночной

стороной,

прикладываем

шаблон

к

этому

кусочку ткани, обводим карандашом или восковым мелком. Вырезаем по

контуру.

Рассматриваем

уже

готовую

деталь.

Раскладываем

деталь

на

клеёнке, на кисточку набираем небольшое количество клея и очень хорошо

промазываем всю деталь. Делаем упор на то, чтобы все края были хорошо

промазаны. И как только деталь промазали, сразу же наклеиваем на лист

картона, накрываем белой бумагой и хорошенько придавливаем.

- Следующий этап включает в себя работу, направленную на развитие

детского

воображения,

на

интерес

к

конструированию,

на

построение

изображения

по

схеме.

На

таких

занятиях

проводится

достраивание

конкретного изображения. К примеру, нам надо достроить фигурку поезда.

Находим подходящие детали (или шаблоны) для вагончиков. Когда нашли,

прикладываем, к кабине поезда. Если они подходят, то уже вырезаем или

наклеиваем готовые детали.

- Следующий этап направлен на самостоятельную деятельность детей.

На этих занятиях дети конструируют предметные образы. Им даётся на

выбор несколько шаблонов (Это могут быть и фрукты, и овощи, и животные,

и мебель, и одежда, и здания и т.д.), и несколько видов ткани. Ребёнок сам

выбирает шаблон, решает, какая ткань подойдёт к этому предмету. И после

этого начинает работать над конструированием. На этом этапе мы можем

только посоветовать ребёнку, в чём-то помочь, но всё остальное он должен

сделать сам. Так ребёнок учится делать что-то самостоятельно и потом уже

радуется полученному результату.

И последний этап - это переход от предметного конструирования к

сюжетному. На этих занятиях дети создают сюжет из знакомых сказок, из

рассказанных историй. Вначале детям раздаются схемы с сюжетом. Они

выбирают

детали,

прикладывают

к

схеме,

наклеивают

их.

И

получают

готовую композицию. Потом им выставляется рисунок в качестве образца. И

уже на примере этого рисунка, дети готовят детали, соединяют их в целое,

приклеивают их и получают картину из лоскутков. Очень важно, чтобы в

ходе работы дети не полностью копировали готовый образец, а дополняли

картину чем-то своим. На этом этапе дети учатся ориентироваться в системе

узора,

в

пространстве

сюжетной

композиции,

усваивают

понятие

ритма,

системы, гармонии.

Когда дети освоят навыки лоскутной аппликации, переходим к самому

интересному.

Дети

начинают

творить

самостоятельно.

Им

задаётся

тема.

Дети

самостоятельно

рисуют

сюжет

этой

темы,

изготовляют

детали,

и

наклеивают их на рисунок. Тематика лоскутной аппликации разнообразна,

так

как

из

этого

материала

можно

сконструировать

любое

изображение.

Такие

картины

получаются

яркими,

красивыми

и

необычными.

Лоскутное

творчество

научит

детей

не

только

разбираться

и

лучше

чувствовать композицию и цвета, но и создавать вещи и поделки своими

руками.



В раздел образования