Автор: Астахова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №93 города Орла
Населённый пункт: город Орёл Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Лоскутная аппликация"
Раздел: дошкольное образование
Детство
—
важный
жизненный
период,
в
котором
закладываются
основные черты и способности личности. Образовательный процесс в ДОУ
направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно
мыслящей,
способной
к
эстетическому
пониманию
действительности,
стремящейся
воплощать
свои
идеи
в
творческом
ключе.
Современные
образовательные технологии
в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В
концепции
ФГОС
в
качестве
конечного
результата
образовательной
деятельности ДОО отводится место развитию творческих качеств личности
ребёнка. Занятия творчеством является неотъемлемой частью развивающего
обучения детей. У детей развивается образное, конструктивное мышление,
воображение,
зрительная
память.
В
процессе
творчества
раскрывается
личность ребёнка, появляется уверенность в правильности своего выбора,
реализации своих идей. Эффективным средством формирования творческой
личности
в
дошкольном
возрасте,
являются
продуктивные
виды
деятельности, в которых появляется и материализуется замысел. Одним из
наиболее близких и естественных видом деятельности является аппликация.
Аппликация
-
это
способ
получения
изображения,
заключающийся
в
накладывании, наклеивании или нашивании на какую – либо поверхность
разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов. Очень
интересным
видом
аппликации
является
лоскутная.
Ткань,
основной
материал для этого рода занятий, даёт широкий простор для творчества.
Причем
для
работы
годится
любой
материал
-
шерстяные,
шелковые,
хлопчатобумажные и искусственные ткани, кусочки кожи и замши. Однако
для занятий с детьми лучше использовать наиболее простой и очень яркий
материал – ситцевую ткань, который имеет весьма широкую цветовую гамму.
Самое основное – это подбор ткани по цвету, по характеру и замыслу
рисунка,
по
свойствам
материала.
Умение
вырезать
детали
по
шаблону,
складывать детали на основу, наклеивать их. Так же можно сворачивать
детали, накладывать друг на друга и даже мять.
Знакомство с лоскутной аппликацией проводятся в несколько этапов.
-
На
самом
первом
занятии
происходит
знакомство
с
видами
и
свойствами ткани. Детям показываем, что из ткани можно выложить узор,
различать
геометрические
фигуры,
соотносить
части
по
величине,
объединять эти части в целое, разделять ткани по цвету: тёмные и светлые;
тёплые и холодные.
Вначале дети работают с этими деталями на плоскости, выполняют
простые
задания.
К
примеру,
находят
похожие
детали,
находят
детали,
одинаковые по цвету, по форме. Находят и соединяют эти детали в целое.
Выкладывают фигуру из деталей, используя образец. Таким образом, как бы
составляя мозаику из частей.
Второй
этап
занятий
–
умение
работать
с
материалом.
Детям
объясняем,
как
применять
ткань
для
аппликаций.
Берём
кусочек
ткани,
переворачиваем
изнаночной
стороной,
прикладываем
шаблон
к
этому
кусочку ткани, обводим карандашом или восковым мелком. Вырезаем по
контуру.
Рассматриваем
уже
готовую
деталь.
Раскладываем
деталь
на
клеёнке, на кисточку набираем небольшое количество клея и очень хорошо
промазываем всю деталь. Делаем упор на то, чтобы все края были хорошо
промазаны. И как только деталь промазали, сразу же наклеиваем на лист
картона, накрываем белой бумагой и хорошенько придавливаем.
- Следующий этап включает в себя работу, направленную на развитие
детского
воображения,
на
интерес
к
конструированию,
на
построение
изображения
по
схеме.
На
таких
занятиях
проводится
достраивание
конкретного изображения. К примеру, нам надо достроить фигурку поезда.
Находим подходящие детали (или шаблоны) для вагончиков. Когда нашли,
прикладываем, к кабине поезда. Если они подходят, то уже вырезаем или
наклеиваем готовые детали.
- Следующий этап направлен на самостоятельную деятельность детей.
На этих занятиях дети конструируют предметные образы. Им даётся на
выбор несколько шаблонов (Это могут быть и фрукты, и овощи, и животные,
и мебель, и одежда, и здания и т.д.), и несколько видов ткани. Ребёнок сам
выбирает шаблон, решает, какая ткань подойдёт к этому предмету. И после
этого начинает работать над конструированием. На этом этапе мы можем
только посоветовать ребёнку, в чём-то помочь, но всё остальное он должен
сделать сам. Так ребёнок учится делать что-то самостоятельно и потом уже
радуется полученному результату.
И последний этап - это переход от предметного конструирования к
сюжетному. На этих занятиях дети создают сюжет из знакомых сказок, из
рассказанных историй. Вначале детям раздаются схемы с сюжетом. Они
выбирают
детали,
прикладывают
к
схеме,
наклеивают
их.
И
получают
готовую композицию. Потом им выставляется рисунок в качестве образца. И
уже на примере этого рисунка, дети готовят детали, соединяют их в целое,
приклеивают их и получают картину из лоскутков. Очень важно, чтобы в
ходе работы дети не полностью копировали готовый образец, а дополняли
картину чем-то своим. На этом этапе дети учатся ориентироваться в системе
узора,
в
пространстве
сюжетной
композиции,
усваивают
понятие
ритма,
системы, гармонии.
Когда дети освоят навыки лоскутной аппликации, переходим к самому
интересному.
Дети
начинают
творить
самостоятельно.
Им
задаётся
тема.
Дети
самостоятельно
рисуют
сюжет
этой
темы,
изготовляют
детали,
и
наклеивают их на рисунок. Тематика лоскутной аппликации разнообразна,
так
как
из
этого
материала
можно
сконструировать
любое
изображение.
Такие
картины
получаются
яркими,
красивыми
и
необычными.
Лоскутное
творчество
научит
детей
не
только
разбираться
и
лучше
чувствовать композицию и цвета, но и создавать вещи и поделки своими
руками.