Напоминание

"Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".


Автор: Парфенова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1537 У/К Росинка
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

Тема: «Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

посредством русских народных сказок».

Парфенова Татьяна Александровна

Введение

Чтобы сказки не обидеть

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злится,

И научат веселится.

Быть скромнее и добрее,

Терпеливее и мудрее.

Детство – уникальный период в жизни человека, счастливая, безмятежная пора. Сколько

открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно

вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного любить,

заботиться, сопереживать и помогать другим.

Русская народная сказка является одним из самых доступных средств, для духовно-

нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и

родители. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки

начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений

и со, всем окружающим миром в целом. Духовно-нравственные понятия, ярко

представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с

близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются

желания и поступки ребенка.

Это благоприятный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так

как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает

и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и

взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его

эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

Проблема нравственного воспитания дошкольников старшего дошкольного возраста

всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов. Таких как

В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского. В.А. Сухомлинский теоретический

обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует

развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души. Сердечная

чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает

мир не только умом, но и сердцем». Интересен уникальный опыт этого педагога по

созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но учились создавать,

воплощать в ней свои детские мечты.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений,

происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму

отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал,

что цель сказочника, и в первую очередь народного «Воспитать в ребенке человечность-

эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям

другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Актуальность. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными

приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и

воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего

постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой

невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период

дошкольного детства. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- все это

стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В

результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое

главное-новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве,

о связи человека с природой, предметным миром. Дети старшего дошкольного возраста

сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь

и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений

особая, красочная, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений,

нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном

обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром

мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое,

литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не

рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка

пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру

в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные

человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На

сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Актуальна она и в нашей группе, где мы всё чаще наблюдаем примеры детской

жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и по отношению к близким людям,

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о

нравственных качествах, о доброте, милосердии, справедливости. . Проведя опрос среди

детей и родителей в нашей группе, мною было выявлено, что большинство детей знают

очень мало русских народных сказок. Родители недооценивают роль сказки в развитии

духовного начала детей дошкольного возраста.

Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через русскую народную

сказку, накопление у детей запаса литературных художественных

впечатлений.

Задачи:

Для детей:

Образовательные:

- способствовать з

накомству с различными видами сказочных произведений, учить

узнавать персонажей сказок, знать название , пересказывать содержание и выражать своё

отношение к героям сказки;

- содействовать развитию познавательной сферы детей, содействовать

развитию речи детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи

активизации в речи образных выражений и фразеологизмов (не покладая рук,

голову повесила, жить-поживать и горя не знать);

- содействовать приобщению детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим

нравственным ценностям

Развивающие:

- Способствовать развитию способности детей отличать хорошее от плохого в сказке и в

жизни, умение делать нравственный выбор;

-способствовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и

беречь красоту;

-способствовать развитию эмоционального отношения к окружающему;

- способствовать развитию творческих способностей детей в области

литературного и художественного творчества

,

ручной умелости и мелкой

моторики рук.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию послушания на основе любви и уважения к родителям и

близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с

благодарностью принимать помощь, формированию межличностных отношений в группе.

- содействовать воспитанию трудолюбия, привычки работать старательно и аккуратно,

доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Для родителей:

-Способствовать повышению педагогической компетенции родителей в вопросах

нравственного воспитания детей в процессе приобщения к русской народной сказке.

Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации

проекта.

Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель, музыкальный

работник.

Ожидаемый результат:

Для детей: расшириться познавательная сфера детей, обогатиться словарный запас, дети

будут чаще использовать в своей речи выразительные средства языка (образные слова,

сравнения, эпитеты). Научаться отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни.

Сформируется умение видеть, ценить и беречь красоту, эмоциональное отношение к

окружающему миру.В процессе межличностных отношений в группе дети будут уступать,

помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь друг друга, будут с уважением

относиться к своим родным и близким, будут терпимы и милосердны к окружающим. В

процессе трудовой деятельности будут работать старательно и аккуратно, стараясь

довести начатое до конца, будут с уважением относиться к результатам чужого и своего

труда.

Для родителей: выработается осознанная позиция в приобщении детей к русской

народной сказке, родители будут принимать активное участие в организации

образовательного процесса в ДОУ и возобновят традиции семейного чтения.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие»

Содержание проекта

этапы

Формы работы с детьми и

родителями

задачи

1

Занятие с детьми по

знакомству с русскими

народными сказками.

Формировать представление о любви к родине

воспитывать, уважение к родным и близким

людям, терпение, милосердие, умение уступать,

помогать друг другу.

2

Сказкатерапия

Способствовать формированию эмоциональных

чувств процессе установления позитивных

межличностных отношений. Воспитывать навыки

доброжелательного, заботливого поведения

3

Изготовление атрибутов

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься

делом. Развивать аккуратность, старательность.

4

Театрализованные

представления

Побуждать детей к творческой самореализации.

5

Работа с родителями

Создать родительский клуб "семейный очаг",

привлечь родителей к созданию экспонатов.

Перспективный план

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-

ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

-"Сестрица

Аленушка и братец

Иванушка"

-"Гуси-лебеди"

-"Теремок"

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним,

уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу,

окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас

окружает.

-"Крылатый,

мохнатый да

масленый"

-"Жихарка"

Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному,

сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку

чувство товарищества.

-"Лисичка со

скалочкой"

-"Лисичка-сестричка

и серый волк"

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка,

коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность,

гостеприимство.

-"Лиса и журавль"

-"Каша из топора"

Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и

находчивостью русского народа.

-"Хаврошечка"

-"Снегурочка"

-"Морозко"

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого

ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей,

близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

-"Заяц-хваста"

-"У страха глаза

велики"

Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на

выручку в трудную минуту.

-"Царевна-лягушка"

-"Сивка-бурка"

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя.

Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

-"Мужик и медведь"

Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в

трудных ситуациях.

-"Два мороза"

Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и

не сдаваться, стоять до последнего).



В раздел образования