Автор: Филатова Рамиса Ясавиевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 257
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация дошкольного образования через проектную деятельность.
Раздел: дошкольное образование
Филатова Р.Я. Заведующий
МАДОУ детский сад № 257
г Екатеринбург
Индивидуализация дошкольного образования
через проектную деятельность.
«Кто не применяет новых средств,
должен ждать новых бед».
Френсиса Бэкон
В
связи
с
введением
в
действие
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО)
на
современном
этапе
возникла
необходимость
обновления
и
повышения
качества
дошкольного
образования,
введения
программно-методического
обеспечения нового поколения, направленное поддержки детской инициативы
и выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Ориентация на индивидуализацию обучения является главным принципом
современных преобразований. Под индивидуализацией понимается процесс
раскрытия
индивидуальности
ребенка
в
специально
организованной
образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь
развития.
В связи с этим, необходимо создать условия для воспитания и
обучения
всех
детей,
каждому
дошкольнику
предоставить
возможность
проявить индивидуальность и творчество. Сегодня разработаны и внедрены в
практику
работы
ДОУ
методы,
направленные
на
индивидуальное
сопровождение детей дошкольного возраста, но, несмотря на разнообразие
методик,
наиболее
результативным
является
метод
проектов,
который
позволяет,
на
основе
полученных
воспитателем
в
ходе
непосредственно
образовательной
деятельности
увидеть
склонности
и
способности
детей.
Метод
проектов,
основанный
на
личностно-ориентированном
подходе
к
обучению
и
воспитанию,
развивает
познавательный
интерес
к
различным
областям
знаний
и
способствует
формированию
у
ребенка
навыков
сотрудничества.
Проектная деятельность - это совместная деятельность воспитателя и
ребенка
над
проектом,
совместная
деятельность
детей,
совместная
деятельность детей с родителями, ориентирована на совместную деятельность
участников образовательного процесса в различных сочетаниях: позволяет
воспитывать
самостоятельную
и
ответственную
личность,
развивает
творческие
начала,
целеустремленность,
настойчивость,
учит
преодолевать
трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели,
учитывающей
индивидуальные
темпы
усвоения
материала,
интересы
дошкольников.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие
свободной творческой личности ребенка.
Выделены
три
этапа
в
развитии
проектной
деятельности
у
детей
дошкольного возраста:
1
Первый
этап
-
подражательно-исполнительский,
реализация
которого
возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на
вторых ролях", выполняют действия по прямому предложению взрослого или
путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в
этом
возрасте
ещё
существует
потребность
установить
и
сохранить
положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже
имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать
действия,
оказывать
друг
другу
помощь.
Ребёнок
активнее
организует
совместную
деятельность
со
сверстниками.
У
детей
развиваются
самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать
как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети
принимают
проблему,
уточняют
цель,
способны
выбрать
необходимые
средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют
готовность
участвовать
в
проектах,
предложенных
взрослым,
но
и
самостоятельно находят проблемы.
Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень
важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей,
создавать
условия
для
самостоятельного
определения
детьми
цели
и
содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом
и возможности организовать её.
Таким
образом,
в
проектной
деятельности
происходит
формирование
субъектной
позиции
у
ребёнка,
раскрывается
его
индивидуальность,
реализуются
интересы
и
потребности,
что
в
свою
очередь
способствует
личностному развитию ребёнка.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной
творческой
личности
ребёнка,
которое
определяется
задачами
развития
исследовательской деятельности детей.
Технология
проектирования
позволяет
в
достаточной
мере
реализовать
принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому
ребенку
признание
собственной
важности
и
необходимости
в
коллективе.
Каждый ребенок видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала
группы, а затем всего коллектива, понимает, что и другие участники процесса
замечают его вклад в общее дело и стремится не отстать от других.
В
результате
проектной
деятельности
дошкольник
приобретает
способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается
логика,
способность
определять
свою
позицию,
понимание
того,
что
на
сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с
разных сторон, начинает осознавать значение совместных усилий при работе
в
творческой
группе;
понимать
свои
возможности
и
значение;
у
него
развивается подлинная активность и самостоятельность.
Активное
применение
проектной
деятельности
дает
возможность
дошкольнику
осваивать
новые
способы
человеческой
деятельности
в
социокультурной среде, развивать его компетентность.
2
Проектирование
-
это
один
из
методов
интегрированного
обучения
дошкольников,
основывается
на
интересах
детей,
который
предполагает
самостоятельную активность воспитанников ДОУ. Через самостоятельность и
взаимодействие с воспитателями, у детей появляется возможность разными
способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.
Такое
понимание
сущности
метода
проектов
способствует
формированию
самостоятельности и
познавательной деятельности детей. Использование
метода
проектов
в
работе
с
дошкольниками
способствует
повышению
самооценки, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе
сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Использование и внедрение метода проектов актуально и очень эффективно.
Эта
деятельность
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать,
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки.
Непосредственное
участие
в
проекте
помогает
ребенку осознать свою значимость, ощутить себя полноправным участником
событий, проявить индивидуальность, сформировать нравственные качества.
Проектная
деятельность
развивает
наблюдательность,
творческое
и
критическое
мышление,
самодисциплину,
культуру
речи,
позволяет
участникам
быть
более
активными
в
дошкольной
жизни,
способствует
развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и
доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
При реализации любого проекта или программы можно предвидеть
некоторые риски, на которые следует обратить внимание:
1. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых
способов организованной образовательной деятельности с воспитанниками,
отсутствие мотивации у педагогических работников.
2.
Недостаточная
возможность
проявить
личностные
достижения
воспитанников
в
различных
видах
детской
деятельности
не
позволит
удовлетворить запросы воспитанников.
3. Отсутствие
партнёрских
отношений
с
родителями
может
привести
к
незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.
Таким
образом,
проектная
деятельность
в
образовательном
процессе
способствует:
-
сплочению
педагогического
коллектива,
гармонизации
отношений
с
воспитанниками и их родителями;
-
становлению
родительской
общественности
непосредственными
участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт,
испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и
успехов ребенка.
- сохранению и укреплению здоровье детей;
-
даёт
педагогам
возможность
саморазвития
и
самовыражения,
что
обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к
проекту;
3
-
обеспечивает
индивидуализацию
для
каждого
ребенка,
условия
для
самоопределения и самореализации личности;
- реализует право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и
рассуждений;
- привлекает детей к образовательной деятельности без психологического
принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности,
учитывая их социальный опыт;
-
обеспечивает
эмоционально-личностное
и
социально-нравственное
развитие ребенка.
В связи с этими фактами, необходимо принимать управленческие
решения
и
определить
основные
направления
деятельности
руководителя:
1.Повышение
профессиональной
компетенции
педагогов
за
счет
курсов
повышения квалификации, проведение консультаций, семинаров-практикумов,
мастер-классов; повышение уровня мотивированности педагогов (моральные,
материальные и т.д.).
2. Поиск
потенциальных
партнеров
проекта,
налаживание
сетевого
взаимодействия
в
направлении
технического
творчества
воспитанников,
предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные
творческие проекты.
3. Корректировка
образовательной
программы
в
соответствии
с
возможностями и интересами дошкольников.
4.
Внедрение
активных
форм
взаимодействия,
с
целью
активизации
деятельности
родителей
по
проблеме,
через
систематическое
информирование об успешности дошкольников и выражение своевременной
благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте
МАДОУ и т.д)
Деятельность в дошкольном образовательном учреждении сегодня — это
выбор достаточно оптимальных, инновационных и перспективных методов,
которые
должны
занять
свое
достойное
место
в
системе
дошкольного
образования, нововведения в современном образовании не просто дань какой-
то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
4