Напоминание

Индивидуализация дошкольного образования через проектную деятельность.


Автор: Филатова Рамиса Ясавиевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 257
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация дошкольного образования через проектную деятельность.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Филатова Р.Я. Заведующий

МАДОУ детский сад № 257

г Екатеринбург

Индивидуализация дошкольного образования

через проектную деятельность.

«Кто не применяет новых средств,

должен ждать новых бед».

Френсиса Бэкон

В

связи

с

введением

в

действие

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

на

современном

этапе

возникла

необходимость

обновления

и

повышения

качества

дошкольного

образования,

введения

программно-методического

обеспечения нового поколения, направленное поддержки детской инициативы

и выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Ориентация на индивидуализацию обучения является главным принципом

современных преобразований. Под индивидуализацией понимается процесс

раскрытия

индивидуальности

ребенка

в

специально

организованной

образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь

развития.

В связи с этим, необходимо создать условия для воспитания и

обучения

всех

детей,

каждому

дошкольнику

предоставить

возможность

проявить индивидуальность и творчество. Сегодня разработаны и внедрены в

практику

работы

ДОУ

методы,

направленные

на

индивидуальное

сопровождение детей дошкольного возраста, но, несмотря на разнообразие

методик,

наиболее

результативным

является

метод

проектов,

который

позволяет,

на

основе

полученных

воспитателем

в

ходе

непосредственно

образовательной

деятельности

увидеть

склонности

и

способности

детей.

Метод

проектов,

основанный

на

личностно-ориентированном

подходе

к

обучению

и

воспитанию,

развивает

познавательный

интерес

к

различным

областям

знаний

и

способствует

формированию

у

ребенка

навыков

сотрудничества.

Проектная деятельность - это совместная деятельность воспитателя и

ребенка

над

проектом,

совместная

деятельность

детей,

совместная

деятельность детей с родителями, ориентирована на совместную деятельность

участников образовательного процесса в различных сочетаниях: позволяет

воспитывать

самостоятельную

и

ответственную

личность,

развивает

творческие

начала,

целеустремленность,

настойчивость,

учит

преодолевать

трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели,

учитывающей

индивидуальные

темпы

усвоения

материала,

интересы

дошкольников.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие

свободной творческой личности ребенка.

Выделены

три

этапа

в

развитии

проектной

деятельности

у

детей

дошкольного возраста:

1

Первый

этап

-

подражательно-исполнительский,

реализация

которого

возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на

вторых ролях", выполняют действия по прямому предложению взрослого или

путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в

этом

возрасте

ещё

существует

потребность

установить

и

сохранить

положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже

имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать

действия,

оказывать

друг

другу

помощь.

Ребёнок

активнее

организует

совместную

деятельность

со

сверстниками.

У

детей

развиваются

самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать

как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети

принимают

проблему,

уточняют

цель,

способны

выбрать

необходимые

средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют

готовность

участвовать

в

проектах,

предложенных

взрослым,

но

и

самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень

важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей,

создавать

условия

для

самостоятельного

определения

детьми

цели

и

содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом

и возможности организовать её.

Таким

образом,

в

проектной

деятельности

происходит

формирование

субъектной

позиции

у

ребёнка,

раскрывается

его

индивидуальность,

реализуются

интересы

и

потребности,

что

в

свою

очередь

способствует

личностному развитию ребёнка.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой

личности

ребёнка,

которое

определяется

задачами

развития

исследовательской деятельности детей.

Технология

проектирования

позволяет

в

достаточной

мере

реализовать

принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому

ребенку

признание

собственной

важности

и

необходимости

в

коллективе.

Каждый ребенок видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала

группы, а затем всего коллектива, понимает, что и другие участники процесса

замечают его вклад в общее дело и стремится не отстать от других.

В

результате

проектной

деятельности

дошкольник

приобретает

способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается

логика,

способность

определять

свою

позицию,

понимание

того,

что

на

сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с

разных сторон, начинает осознавать значение совместных усилий при работе

в

творческой

группе;

понимать

свои

возможности

и

значение;

у

него

развивается подлинная активность и самостоятельность.

Активное

применение

проектной

деятельности

дает

возможность

дошкольнику

осваивать

новые

способы

человеческой

деятельности

в

социокультурной среде, развивать его компетентность.

2

Проектирование

-

это

один

из

методов

интегрированного

обучения

дошкольников,

основывается

на

интересах

детей,

который

предполагает

самостоятельную активность воспитанников ДОУ. Через самостоятельность и

взаимодействие с воспитателями, у детей появляется возможность разными

способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.

Такое

понимание

сущности

метода

проектов

способствует

формированию

самостоятельности и

познавательной деятельности детей. Использование

метода

проектов

в

работе

с

дошкольниками

способствует

повышению

самооценки, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе

сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Использование и внедрение метода проектов актуально и очень эффективно.

Эта

деятельность

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать,

творческие

способности

и

коммуникативные

навыки.

Непосредственное

участие

в

проекте

помогает

ребенку осознать свою значимость, ощутить себя полноправным участником

событий, проявить индивидуальность, сформировать нравственные качества.

Проектная

деятельность

развивает

наблюдательность,

творческое

и

критическое

мышление,

самодисциплину,

культуру

речи,

позволяет

участникам

быть

более

активными

в

дошкольной

жизни,

способствует

развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и

доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

При реализации любого проекта или программы можно предвидеть

некоторые риски, на которые следует обратить внимание:

1. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых

способов организованной образовательной деятельности с воспитанниками,

отсутствие мотивации у педагогических работников.

2.

Недостаточная

возможность

проявить

личностные

достижения

воспитанников

в

различных

видах

детской

деятельности

не

позволит

удовлетворить запросы воспитанников.

3. Отсутствие

партнёрских

отношений

с

родителями

может

привести

к

незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.

Таким

образом,

проектная

деятельность

в

образовательном

процессе

способствует:

-

сплочению

педагогического

коллектива,

гармонизации

отношений

с

воспитанниками и их родителями;

-

становлению

родительской

общественности

непосредственными

участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт,

испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и

успехов ребенка.

- сохранению и укреплению здоровье детей;

-

даёт

педагогам

возможность

саморазвития

и

самовыражения,

что

обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к

проекту;

3

-

обеспечивает

индивидуализацию

для

каждого

ребенка,

условия

для

самоопределения и самореализации личности;

- реализует право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и

рассуждений;

- привлекает детей к образовательной деятельности без психологического

принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности,

учитывая их социальный опыт;

-

обеспечивает

эмоционально-личностное

и

социально-нравственное

развитие ребенка.

В связи с этими фактами, необходимо принимать управленческие

решения

и

определить

основные

направления

деятельности

руководителя:

1.Повышение

профессиональной

компетенции

педагогов

за

счет

курсов

повышения квалификации, проведение консультаций, семинаров-практикумов,

мастер-классов; повышение уровня мотивированности педагогов (моральные,

материальные и т.д.).

2. Поиск

потенциальных

партнеров

проекта,

налаживание

сетевого

взаимодействия

в

направлении

технического

творчества

воспитанников,

предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные

творческие проекты.

3. Корректировка

образовательной

программы

в

соответствии

с

возможностями и интересами дошкольников.

4.

Внедрение

активных

форм

взаимодействия,

с

целью

активизации

деятельности

родителей

по

проблеме,

через

систематическое

информирование об успешности дошкольников и выражение своевременной

благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте

МАДОУ и т.д)

Деятельность в дошкольном образовательном учреждении сегодня — это

выбор достаточно оптимальных, инновационных и перспективных методов,

которые

должны

занять

свое

достойное

место

в

системе

дошкольного

образования, нововведения в современном образовании не просто дань какой-

то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

4



В раздел образования