Автор: Болотина Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБУ Брасовского района Центр ППМСП
Населённый пункт: П. Локоть
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация навыков по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Активизация навыков
по формированию
фонематических процессов
у детей с нарушениями речи
Актуальность работы
по
развитию
фонематического
слуха
у
детей
возрастает
при
подготовке
их
к
обучению
грамоте,
что
подтверждается
Федеральными
государственными
требованиями
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования. У
детей
с
общим недоразвитием речи восприятие фонем отличается незаконченностью
процессов
формирования
артикулирования
и
восприятия
звуков,
отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние
фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В
устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям
звуков.
По
акустико-артикуляционному
сходству
смешиваются
обычно
следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные
гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как
между собой, так и с любым из своих компонентов. Такое состояние развития
звуковой
стороны
речи
мешает
овладению
навыками
анализа
и
синтеза
звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к
недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма.
В работе с детьми логопедической группы, имеющими диагноз «общее
недоразвитие речи», я формирую навыки правильного употребления звуков в
речи,
умение
выделять
звук
из
слова, определять
его
место
в
слове,
анализировать слова. Дети должны справиться с трудной для них задачей:
правильно
воспринять
и
воспроизвести
множество
звуков,
слов
и
их
сочетаний.
Эти
практические
навыки
не
просто
выработать
у
детей
с
нарушениями
речи. Развитие
фонематических
процессов
включают
в
себя: 1. Развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других
звуков,
слогов,
слов. 2. Развитие
умения
разделять
слова
на
звуки. 3. Развитие
умения
объединять
отдельные
звуки
в
слоги
и
слова; 4. Развитие
умения
сопоставлять
слова,
различающиеся
одним
звуком. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи
другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в
дальнейшем. Фонетический
анализ
слов
(характеристика
каждого
звука) вовсе не имеет в виду их чтение или написание. Ребенок разбирает
слова
на
слух. В
логопедической
работе
по
развитию
у
детей
фонематического восприятия опираюсь на научные разработки следующих
авторов:
Чевелёвой
Н.А.,
Чиркиной
Г.В.,
Филичевой
Т.Б.,
которые
определяют этапы развития
у
детей
речевого
слуха,
и
эти
этапы
взаимодействуют,
повторяются: 1.
узнавание
неречевых
звуков; 2.
различение
одинаковых
слов,
фраз
и
звуков
по
высоте,
силе
и
тембру
голоса; 3.
различение
слов,
близких
по
звуковому
составу; 4.
дифференциация
фонем
и
слогов; 5.
развитие
элементарного
звукового
анализа.
В логопедической работе используются различные методы:
практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или
иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием,
целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом
работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями
ребёнка.
К практическим методам логопедического воздействия относятся
упражнения, игры и моделирование.
Упражнение − это многократное повторение ребёнком практических и
умственных заданных действий.
Выполнение любых упражнений способствует формированию
практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются
следующие условия:
- осознание ребёнком цели. Это зависит от чёткости и ясности
постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения,
расчленённости показа сложных упражнений с учётом возрастных и
психологических особенностей ребёнка;
- систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на
логопедических занятиях, вне их с использованием разнообразного речевого
и дидактического материала и различных ситуаций речевого общения);
- постепенное усложнение условий с учётом этапа коррекции
возрастных и индивидуально - психологических особенностей ребёнка
(осознанное выполнение практических и речевых действий; самостоятельное
выполнение на заключительном этапе коррекции, хотя на начальных этапах
коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с
механической помощью; дифференцированный анализ и оценка
выполнения).
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра.
Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно
развивать фонематический слух, восприятие и преодолевать дефектное
произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
Игровые упражнения для развития фонематических процессов позволяют
повышать
успешность
обучения
у
детей
с
речевыми
нарушениями
и
в
непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению
грамоте,
вызывая
естественный
интерес
к
звучанию
слова.
Игровые
упражнения,
направленные
на
развитие
фонематического
восприятия,
способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону
речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять
отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся
выделять все звуки по порядку и моделировать слова. Начинается работа по
формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания
и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является
одной из причин неправильного звукопроизношения.
Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков
провожу так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не
мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа
ребенка
максимально
ограничиваю
или
исключаю
собственное
его
проговаривание,
направив
всю
нагрузку
на
слуховое
восприятие
материала. На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у
детей
развиваю
способность
узнавать
и
различать
неречевые
звуки.
Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и
слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать
фонемы). Использую следующие виды заданий: · после прослушивания
предлагается детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые
шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.); ·
чередовать
характер
действий
или
изменять
направление
движений,
ориентируясь
на
громкость
или
смену характеристик
звукового
сигнала
(барабан, бубен, хлопки); · запомнить и как можно точнее воспроизвести
ритмический
рисунок
с
помощью
отхлопывания,
отстукивания
или
зарисовывания; · прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и
определить
их
количество
(показать
цифру
отхлопать
столько
же
раз); например, можно
различать
на
слух
голоса
товарищей.
при
формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые
звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как,
«Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и
т.
д . В
зависимости
от
возраста
ребенка
и
уровня
развития
слухового
восприятия продолжительность этого этапа может быть различной. У детей
старшего дошкольного возраста он часто проходит в более сжатые сроки. На
протяжении второго
этапа дети
учатся
различению
одинаковых
слов,
звуков, ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Содержание
заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми
детям предлагается совершить следующие действия: · Различить на слух
варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо). ·
Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса
(мальчик, тетенька, дяденька, серый волк, зайчик и т.д.) . Различать по слуху
голоса детей по силе, высоте, тембру и т.д. - игра «Угадай, кто позвал?»:
малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как
ихпозвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково и т.д.).
На протяжении третьего этапа обучаю детей умению различать слова
близкие
по
звуковому
составу.
На
этом
этапе
предлагаю
следующие
задания: · выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное
педагогом слово; · подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и
т.д. Первоначально используются более легкие слова, а затем задания все
более
усложняются-игры
«Шутки-минутки»,
«Отвечай
–
не
торопясь»,
«Ушки – слушки»
.
На четвертом этапе дети учатся различать фонемы
родного языка. Логопедическая работа начинаю с уточнения представлений
о гласных звуках, их дифференциальных акустических и произносительных
признаках. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются
по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не
встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных
звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или
узкой щели. Гласные и согласные звуки различаются и по характеру звучания.
Гласные звуки состоят только из голоса, согласные звуки - либо только из
шума,
либо
из
шума
и
голоса.
Гласные
можно
петь,
длительно
тянуть. Провожу следующие упражнения: · Назвать гласные звуки слова.
Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания
(лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста). · Выделить
гласные звуки из слова ( подобрать соответствующие буквы, если ребёнок
знает их). · Разложить картинки под соответствующими гласными буквами.
Предварительно
дети
называют
картинки.
Предлагаются
картинки
на
односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым,
хлеб, сыр, рысь. · выделить из текста слова с заданным звуком; · придумать
самостоятельно слова с определённым звуком в начале или конце (придумать
любые
слова-названия
животных,
названия
птиц
и
т.д.); ·
определить
в
названном
педагогам
слове
первый,
-
последней
звуки; ·
преобразовать
слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки; · составить схемы
слов
и,
наоборот,
подобрать
слова
к
предложенным
схемам
и
т.д. Предлагаются
следующие
задания: ·
угадать
гласный
звук
по
беззвучной артикуляции. · выделить заданный звук из ряда сначала резко
контрастных,
а
позже
близких
по
акустическим
и
артикуляционным
признакам
звуков
и
т.д. На
данном
этапе
целесообразно
вводить
графические обозначения звуков - это подготавливает детей к последующему
этапу обучения. Учитывая, что в дальнейшем дети будут обучаться по разным
программам, использую универсальные обозначения гласных и согласных
звуков.
Игра «Найди звук»
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и
найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно
провести
с
двумя
детьми
или
с
небольшой
группой
детей.
За
каждый
найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого
больше фишек, придумайте награду для победителя.
Задачей
пятого этапа занятий
является
развитие
у
детей
навыков
элементарного фонематического анализа. Разложение слова на составляющие
его
фонемы
представляет
собой
сложную
психическую
деятельность.
Фонематический
анализ
может
быть
элементарным
и
сложным.
Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание). Более
сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова,
определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная
форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в
слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого
звука,
перед
каким
звуком).
Таким
фонематическим
анализом
дети
овладевают лишь в процессе специального обучения. Учитывая различную
сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность
овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей
последовательности: -выделение
(узнавание)
звука
на
фоне
слова,
т.е.
определение наличия звука в слове; -выденение звука в начале в конце слова
(определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало,
середина,
конец
слова). В
процессе
формирования
фонематического
анализа учитываю поэтапность формирования
умственных
действий.
Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства (наглядный
материал).
На
последующих
этапах
логопедической
работы
становится
возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его
на основе слухо-произносительных представлений. После этого приступаю
к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная
последовательность:
сначала
нужно
определять
наличие
звука
в
слове,
затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче
сделат, если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак
и т.д.) и только затем в начале и в середине слова. На этом этапе предлагаю
следующие варианты заданий: · выделить заданный звук на фоне слова
(сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале
и
середине
слова
под
ударением,
позже
согласные-взрывные
в
конце,
а
щелевые - в начале слова); На начальном этапе работы предлагаются лишь
односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной
структуры. В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и
трехсложных слов. Поскольку у детей старшего дошкольного возраста уже
достаточно
развита
учебная
и
познавательная
мотивация
задания
могут
предлагаться как в игровой форме, так и в форме упражнений. Устранение
речевых
недостатков
–
длительный,
кропотливый
труд,
требующий
от
ребёнка
сосредоточенности,
терпения,
напряжения
мыслительной
деятельности.,. В течение учебного года в логопедической группе ведётся
дифференциация многих пар звуков: а-о, у-о, и-ы, и-э, п-б, в-ф, т-д, к-г, к-г-
х, с-з, с-ц, ц-ть, с-з-ц, ш-ж, ш-с, ж-з, ч-ть, щ-сь, щ-ш, ч-ш, ч-ш-щ, ч-ц-ть,
л-ль,
р-рь,
л-р,
м-н,
мягкие-твердые. Усвоение
такого
количества
материала м о ж е т
в ы з в а т ь п е р е г р у з к у
п с и х и к и
р е б ё н к а . Задача
педагога – развивая
речевые
навыки,
стимулировать
активно сть,
заинтересованность детей, создавая разнообразные игровые ситуации, а для
этого необходим обширный, разнообразный практический материал в виде
ярких наглядных пособий, помогающий детям легко получить нужные знания
по разделу «Развитие фонематических процессов».
С целью сформированности уровня фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста использован набор диагностических методик
разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной
и др. Методика обследования состояла из 5 заданий, целью которых являлось
выявление состояния фонематического восприятия у детей.
1 Узнавание неречевых звуков. «Угадай, что звучит».
Цель: определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен,
погремушка, колокольчик.
Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит».
2 Различение слов близких по звуковому составу. «Внимательные ушки».
Цель: определить слышит ли ребёнок правильное слово среди похожих по
звучанию слов.
Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно. гйуфа,
груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.
3 Дифференциация слогов. «Послушай и повтори».
Цель: определить способность дифференцировать звуки по
противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие-
шипящие.
Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно
точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном)
да-та-да па-ба-па ка-га-ка
4 Дифференциация фонем. «Поймай звук в ладоши».
Цель: исследовать навыки дифференциации фонем, определить готовность к
формированию навыков звукового анализа.
Инструкция: хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
5 Навыки звукового анализа и синтеза. «Где слышится звук?»
Цель: определить слышит ли ребёнок, где находится звук в слове.
Инструкция: где ты слышишь звук «А» в слове «акула» в начале, середине
или в конце?» и т. д.;
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. - М.: Академия, 2002.
2. Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное
образование. 2008. №9. С. 4-5.
3. Буковцова Н.И. Формирование фонематического анализа и синтеза у
дошкольников с задержкой психического развития// Логопед в детском
саду. – 2004 - №1.
4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у
дошкольников. СПб. – 2000
5. Горчакова А.М. Принципы коррекционно-логопедической работы по
формированию фонематических процессов у дошкольников с
недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – 2004 - №3.
6. Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и
программа логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении: сб. метод. Рекомендаций и программа. – СПб.: Изд-во
РГПУ им. А.И.Герцена, 2009
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление
ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2000
8.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи
у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). –
СПб.:СОЮЗ,1999.
9.Методика обследования нарушений речи у детей; канд.пед. наук Г.А.
Волкова – СПб, 1993
10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1.
Первый год обучения (старшая группа). – М.: Изд. «АЛЬФА», 1993
11.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном
детском саду. – М.: «Просвещение», 1987
12. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1951
13. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование
понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей.
Сборник научных трудов. – М., Изд. АПНССР, 1982 Отв. ред. Т.А.
Власова.
14. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового
анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи// Дошкольное
воспитание. – 2007 - №5.