Напоминание

Активизация навыков по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи


Автор: Болотина Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБУ Брасовского района Центр ППМСП
Населённый пункт: П. Локоть
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация навыков по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Активизация навыков

по формированию

фонематических процессов

у детей с нарушениями речи

Актуальность работы

по

развитию

фонематического

слуха

у

детей

возрастает

при

подготовке

их

к

обучению

грамоте,

что

подтверждается

Федеральными

государственными

требованиями

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования. У

детей

с

общим недоразвитием речи восприятие фонем отличается незаконченностью

процессов

формирования

артикулирования

и

восприятия

звуков,

отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние

фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В

устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям

звуков.

По

акустико-артикуляционному

сходству

смешиваются

обычно

следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные

гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как

между собой, так и с любым из своих компонентов. Такое состояние развития

звуковой

стороны

речи

мешает

овладению

навыками

анализа

и

синтеза

звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к

недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма.

В работе с детьми логопедической группы, имеющими диагноз «общее

недоразвитие речи», я формирую навыки правильного употребления звуков в

речи,

умение

выделять

звук

из

слова, определять

его

место

в

слове,

анализировать слова. Дети должны справиться с трудной для них задачей:

правильно

воспринять

и

воспроизвести

множество

звуков,

слов

и

их

сочетаний.

Эти

практические

навыки

не

просто

выработать

у

детей

с

нарушениями

речи. Развитие

фонематических

процессов

включают

в

себя: 1. Развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других

звуков,

слогов,

слов. 2. Развитие

умения

разделять

слова

на

звуки. 3. Развитие

умения

объединять

отдельные

звуки

в

слоги

и

слова; 4. Развитие

умения

сопоставлять

слова,

различающиеся

одним

звуком. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи

другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в

дальнейшем. Фонетический

анализ

слов

(характеристика

каждого

звука) вовсе не имеет в виду их чтение или написание. Ребенок разбирает

слова

на

слух. В

логопедической

работе

по

развитию

у

детей

фонематического восприятия опираюсь на научные разработки следующих

авторов:

Чевелёвой

Н.А.,

Чиркиной

Г.В.,

Филичевой

Т.Б.,

которые

определяют этапы развития

у

детей

речевого

слуха,

и

эти

этапы

взаимодействуют,

повторяются: 1.

узнавание

неречевых

звуков; 2.

различение

одинаковых

слов,

фраз

и

звуков

по

высоте,

силе

и

тембру

голоса; 3.

различение

слов,

близких

по

звуковому

составу; 4.

дифференциация

фонем

и

слогов; 5.

развитие

элементарного

звукового

анализа.

В логопедической работе используются различные методы:

практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или

иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием,

целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом

работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями

ребёнка.

К практическим методам логопедического воздействия относятся

упражнения, игры и моделирование.

Упражнение − это многократное повторение ребёнком практических и

умственных заданных действий.

Выполнение любых упражнений способствует формированию

практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются

следующие условия:

- осознание ребёнком цели. Это зависит от чёткости и ясности

постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения,

расчленённости показа сложных упражнений с учётом возрастных и

психологических особенностей ребёнка;

- систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на

логопедических занятиях, вне их с использованием разнообразного речевого

и дидактического материала и различных ситуаций речевого общения);

- постепенное усложнение условий с учётом этапа коррекции

возрастных и индивидуально - психологических особенностей ребёнка

(осознанное выполнение практических и речевых действий; самостоятельное

выполнение на заключительном этапе коррекции, хотя на начальных этапах

коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с

механической помощью; дифференцированный анализ и оценка

выполнения).

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра.

Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно

развивать фонематический слух, восприятие и преодолевать дефектное

произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Игровые упражнения для развития фонематических процессов позволяют

повышать

успешность

обучения

у

детей

с

речевыми

нарушениями

и

в

непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению

грамоте,

вызывая

естественный

интерес

к

звучанию

слова.

Игровые

упражнения,

направленные

на

развитие

фонематического

восприятия,

способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону

речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять

отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.

Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся

выделять все звуки по порядку и моделировать слова. Начинается работа по

формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания

и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является

одной из причин неправильного звукопроизношения.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков

провожу так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не

мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа

ребенка

максимально

ограничиваю

или

исключаю

собственное

его

проговаривание,

направив

всю

нагрузку

на

слуховое

восприятие

материала. На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у

детей

развиваю

способность

узнавать

и

различать

неречевые

звуки.

Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и

слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать

фонемы). Использую следующие виды заданий: · после прослушивания

предлагается детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые

шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.); ·

чередовать

характер

действий

или

изменять

направление

движений,

ориентируясь

на

громкость

или

смену характеристик

звукового

сигнала

(барабан, бубен, хлопки); · запомнить и как можно точнее воспроизвести

ритмический

рисунок

с

помощью

отхлопывания,

отстукивания

или

зарисовывания; · прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и

определить

их

количество

(показать

цифру

отхлопать

столько

же

раз); например, можно

различать

на

слух

голоса

товарищей.

при

формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые

звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как,

«Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и

т.

д . В

зависимости

от

возраста

ребенка

и

уровня

развития

слухового

восприятия продолжительность этого этапа может быть различной. У детей

старшего дошкольного возраста он часто проходит в более сжатые сроки. На

протяжении второго

этапа дети

учатся

различению

одинаковых

слов,

звуков, ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Содержание

заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми

детям предлагается совершить следующие действия: · Различить на слух

варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо). ·

Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса

(мальчик, тетенька, дяденька, серый волк, зайчик и т.д.) . Различать по слуху

голоса детей по силе, высоте, тембру и т.д. - игра «Угадай, кто позвал?»:

малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как

ихпозвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково и т.д.).

На протяжении третьего этапа обучаю детей умению различать слова

близкие

по

звуковому

составу.

На

этом

этапе

предлагаю

следующие

задания: · выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное

педагогом слово; · подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и

т.д. Первоначально используются более легкие слова, а затем задания все

более

усложняются-игры

«Шутки-минутки»,

«Отвечай

не

торопясь»,

«Ушки – слушки»

.

На четвертом этапе дети учатся различать фонемы

родного языка. Логопедическая работа начинаю с уточнения представлений

о гласных звуках, их дифференциальных акустических и произносительных

признаках. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются

по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не

встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных

звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или

узкой щели. Гласные и согласные звуки различаются и по характеру звучания.

Гласные звуки состоят только из голоса, согласные звуки - либо только из

шума,

либо

из

шума

и

голоса.

Гласные

можно

петь,

длительно

тянуть. Провожу следующие упражнения: · Назвать гласные звуки слова.

Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания

(лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста). · Выделить

гласные звуки из слова ( подобрать соответствующие буквы, если ребёнок

знает их). · Разложить картинки под соответствующими гласными буквами.

Предварительно

дети

называют

картинки.

Предлагаются

картинки

на

односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым,

хлеб, сыр, рысь. · выделить из текста слова с заданным звуком; · придумать

самостоятельно слова с определённым звуком в начале или конце (придумать

любые

слова-названия

животных,

названия

птиц

и

т.д.); ·

определить

в

названном

педагогам

слове

первый,

-

последней

звуки; ·

преобразовать

слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки; · составить схемы

слов

и,

наоборот,

подобрать

слова

к

предложенным

схемам

и

т.д. Предлагаются

следующие

задания: ·

угадать

гласный

звук

по

беззвучной артикуляции. · выделить заданный звук из ряда сначала резко

контрастных,

а

позже

близких

по

акустическим

и

артикуляционным

признакам

звуков

и

т.д. На

данном

этапе

целесообразно

вводить

графические обозначения звуков - это подготавливает детей к последующему

этапу обучения. Учитывая, что в дальнейшем дети будут обучаться по разным

программам, использую универсальные обозначения гласных и согласных

звуков.

Игра «Найди звук»

Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и

найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно

провести

с

двумя

детьми

или

с

небольшой

группой

детей.

За

каждый

найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого

больше фишек, придумайте награду для победителя.

Задачей

пятого этапа занятий

является

развитие

у

детей

навыков

элементарного фонематического анализа. Разложение слова на составляющие

его

фонемы

представляет

собой

сложную

психическую

деятельность.

Фонематический

анализ

может

быть

элементарным

и

сложным.

Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание). Более

сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова,

определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная

форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в

слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого

звука,

перед

каким

звуком).

Таким

фонематическим

анализом

дети

овладевают лишь в процессе специального обучения. Учитывая различную

сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность

овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей

последовательности: -выделение

(узнавание)

звука

на

фоне

слова,

т.е.

определение наличия звука в слове; -выденение звука в начале в конце слова

(определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало,

середина,

конец

слова). В

процессе

формирования

фонематического

анализа учитываю поэтапность формирования

умственных

действий.

Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства (наглядный

материал).

На

последующих

этапах

логопедической

работы

становится

возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его

на основе слухо-произносительных представлений. После этого приступаю

к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная

последовательность:

сначала

нужно

определять

наличие

звука

в

слове,

затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче

сделат, если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак

и т.д.) и только затем в начале и в середине слова. На этом этапе предлагаю

следующие варианты заданий: · выделить заданный звук на фоне слова

(сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале

и

середине

слова

под

ударением,

позже

согласные-взрывные

в

конце,

а

щелевые - в начале слова); На начальном этапе работы предлагаются лишь

односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной

структуры. В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и

трехсложных слов. Поскольку у детей старшего дошкольного возраста уже

достаточно

развита

учебная

и

познавательная

мотивация

задания

могут

предлагаться как в игровой форме, так и в форме упражнений. Устранение

речевых

недостатков

длительный,

кропотливый

труд,

требующий

от

ребёнка

сосредоточенности,

терпения,

напряжения

мыслительной

деятельности.,. В течение учебного года в логопедической группе ведётся

дифференциация многих пар звуков: а-о, у-о, и-ы, и-э, п-б, в-ф, т-д, к-г, к-г-

х, с-з, с-ц, ц-ть, с-з-ц, ш-ж, ш-с, ж-з, ч-ть, щ-сь, щ-ш, ч-ш, ч-ш-щ, ч-ц-ть,

л-ль,

р-рь,

л-р,

м-н,

мягкие-твердые. Усвоение

такого

количества

материала м о ж е т

в ы з в а т ь п е р е г р у з к у

п с и х и к и

р е б ё н к а . Задача

педагога – развивая

речевые

навыки,

стимулировать

активно сть,

заинтересованность детей, создавая разнообразные игровые ситуации, а для

этого необходим обширный, разнообразный практический материал в виде

ярких наглядных пособий, помогающий детям легко получить нужные знания

по разделу «Развитие фонематических процессов».

С целью сформированности уровня фонематического восприятия у детей

старшего дошкольного возраста использован набор диагностических методик

разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной

и др. Методика обследования состояла из 5 заданий, целью которых являлось

выявление состояния фонематического восприятия у детей.

1 Узнавание неречевых звуков. «Угадай, что звучит».

Цель: определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен,

погремушка, колокольчик.

Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит».

2 Различение слов близких по звуковому составу. «Внимательные ушки».

Цель: определить слышит ли ребёнок правильное слово среди похожих по

звучанию слов.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно. гйуфа,

груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

3 Дифференциация слогов. «Послушай и повтори».

Цель: определить способность дифференцировать звуки по

противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие-

шипящие.

Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно

точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном)

да-та-да па-ба-па ка-га-ка

4 Дифференциация фонем. «Поймай звук в ладоши».

Цель: исследовать навыки дифференциации фонем, определить готовность к

формированию навыков звукового анализа.

Инструкция: хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].

5 Навыки звукового анализа и синтеза. «Где слышится звук?»

Цель: определить слышит ли ребёнок, где находится звук в слове.

Инструкция: где ты слышишь звук «А» в слове «акула» в начале, середине

или в конце?» и т. д.;

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников. - М.: Академия, 2002.

2. Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное

образование. 2008. №9. С. 4-5.

3. Буковцова Н.И. Формирование фонематического анализа и синтеза у

дошкольников с задержкой психического развития// Логопед в детском

саду. – 2004 - №1.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у

дошкольников. СПб. – 2000

5. Горчакова А.М. Принципы коррекционно-логопедической работы по

формированию фонематических процессов у дошкольников с

недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – 2004 - №3.

6. Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и

программа логопедической работы в дошкольном образовательном

учреждении: сб. метод. Рекомендаций и программа. – СПб.: Изд-во

РГПУ им. А.И.Герцена, 2009

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление

ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2000

8.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи

у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). –

СПб.:СОЮЗ,1999.

9.Методика обследования нарушений речи у детей; канд.пед. наук Г.А.

Волкова – СПб, 1993

10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1.

Первый год обучения (старшая группа). – М.: Изд. «АЛЬФА», 1993

11.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном

детском саду. – М.: «Просвещение», 1987

12. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1951

13. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование

понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей.

Сборник научных трудов. – М., Изд. АПНССР, 1982 Отв. ред. Т.А.

Власова.

14. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового

анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи// Дошкольное

воспитание. – 2007 - №5.



В раздел образования