Напоминание

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


Автор: Болотина Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБУ Брасовского района Центр ППМСП
Населённый пункт: П. Локоть
Наименование материала: ПРОГРАММА "ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО"
Тема: ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБУ БРАСОВСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»

п.Локоть Брасовского района Брянской области

242300, п.Локоть, ул.Школьная, 1-а

Тел. 8 (48354)9-11-89

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ,

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»

Возраст обучающихся 5 – 7 лет

Срок реализации 1 год

Автор – составитель:

учитель-логопед

Болотина Е. А.

2019 г.

1

Содержание:

1.Пояснительная записка…………………………………………………3

2.

Возрастные и индивидуальные особенности детей ……… ……… 6

3.Цель, задачи, содержание и формы логопедического

воздействия………………………………………………………………. 8

4. Модель организации коррекционно-образовательного

процесса……………………………………………………………………9

5. Направления работы…………………………………………………..11

6. План индивидуальной коррекционной работы

по звукопроизношению………………………………………………….15

7. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими

фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………..22

8. Календарно-тематическое планирование индивидуальных

логопедических занятий…………………………………………………..35

9.Программно-методическое обеспечение коррекционно-

развивающей работы логопеда……………………………………………42

2

Пояснительная записка

Д а н н а я дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Говорим правильно» («Программа») разработана в целях оказания

логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения

с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

1) Актуальность программы.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень

важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления

звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может

произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование

звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей

дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим

трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной

речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-

акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией

необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме

того,

научными

исследованиями

в

области

дефектологии

доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого

недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать

затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-

воспитательная

работа

с

детьми

дошкольного

возраста

приводит

к

значительной их компенсации.

2) Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями

науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.

Базисным

тезисом

при

разработке

данной

программы

стала

теория

Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно

этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под

контролем

сознания,

но

по

мере

совершенствования

навыка

отдельные

операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более

свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под

3

контролем

сознания

остается

только

конечный

результат

всей

цепочки

операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.

Программа основывается на следующих нормативных документах:

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

2.

Федеральный

государственный

образовательный

ст андарт

дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки

РФ от 17 октября 2013 г. № 1155),

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г.

N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29

мая 2013 г., регистрационный N 28564).

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Говорим правильно» создана на основе следующих

коррекционно-развивающих программ:

- «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-

фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,

рекомендованные Министерством образования и науки РФ, рассчитаны на

работу в условиях логопедических групп специального детского сада для

детей с нарушениями речи, в связи с чем не совсем подходят для

использования учителями-логопедами в МБУ Центра ППМСП.

3) Направленность

Предлагаемая программа по содержательной, тематической

направленности является социально-педагогической; по

функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме

организации - индивидуально-подгрупповой

4) Адресат программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения:

звукопроизношения;

фонематического слуха

.

5)

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

дополнительной образовательной программы

4

Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы состоит в том, что она разработана для реализации в условиях

логопункта МБУ Центра ППМСП и призвана помочь детям преодолеть

фонетико - фонематическое недоразвитие , успешно освоить основную

образовательную программу.

Система подачи программных задач, методов, направлены на формирование

артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,

автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия.

Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения

определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями

каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка

звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Говорим

правильно»

подлежит

исправлению,

дополнению

в

течение

учебного года.

6)

Направленность

Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков

в формировании фонематической стороны речи.

Задачи программы:

Развитие

артикуляционной

и

мелкой

моторики,

просодических

компонентов.

Развитие речевого дыхания.

Постановка звуков и ввод их в речь.

Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа,

синтеза, восприятия и представлений.

Создание

предпосылок

(лингвистических,

психологических)

к

полноценному

усвоению

общеобразовательной

программы

по

русскому

языку

в

школе,

профилактика

психологических

трудностей,

связанных

с

осознанием речевого дефекта.

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.

Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного

высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной

речи.

Профилактика нарушений письменной речи.

Развитие психических функций: слухового внимания,

зрительного

внимания,

слуховой

памяти, зрительной

памяти,

логического

мышления,

пространственной

ориентировки

в

системе

5

коррекционной

работы,

направленной

на

устранение

фонетико-

фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

7)

Сроки

реализации

программы

Данная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа рассчитана на один учебный год.

8) Формы и режим занятий

Форма обучения - очная.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

речи 5-6 лет

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение

процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с

различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и

произношения

фонем.

Определяющим

признаком

фонематического

недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых

звуков,

обеспечивающих

восприятие

фонемного

состава

языка.

В

речи

ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности

процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными

или акустическими признаками.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет

отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной

стороны речи, так и ее восприятия. Их готовность к обучению во многом

зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является

не только неправильное произношение звуков, но и их перестановки, замены,

пропуски в словах, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее

смазанность и неотчетливость.

Многочисленные дефекты звукопроизношения вариантны:

1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков.

В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-

х

или

3-х

других

звуков,

например,

мягких

согласных:

мягкий

звук

ть

произносится вместо звуков с, ч, ш (тябака, мятик, тюба, вместо собака,

мячик, шуба);

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

Обычно

звуки,

сложные

для

произношения,

заменяются

более

легкими,

которые

характерны

для

раннего

онтогенеза

(например,

звук

йот

употребляется вместо звуков ль, л, р, звук ф - вместо звуков с, ш);

3) смешение звуков.

Это

явление

характеризуется

неустойчивым

употреблением

целого

ряда

звуков

в

различных

словах.

В

одних

случаях

ребенок

употребляет

звук

6

правильно, в других - этот же самый звук заменяет другими, акустически или

артикуляционно-близкими

по

звучанию.

Причем

неустойчивость

произношения усиливается в самостоятельной речи детей, свидетельствуя о

том, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в

значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. В

этих

случаях

дети

затрудняются

воспроизводить

ряды

слогов

с

оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносятся ими

правильно (например, бапa - папа; тадата - датата и т.п.).

Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при

определении наличия звука в слове, подборе картинок и придумывании слов

на

заданный

звук.

Дети

испытывают

затруднения

при

выполнении

элементарных заданий, связанных с выделением ударного гласного звука в

слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего

гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз

свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи 6 -7 лет

В фонетико-фонематическом развитии детей 6-7 летнего возраста

выявляются несколько состояний:

- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в

произношении звуков.

Весь

остальной

звуковой

состав

слова

и

слоговая

структура

анализируются

правильно.

Это

наиболее

лёгкая

степень

фонетико-

фонематического недоразвития;

-

недостаточное

различение

большого

количества

звуков

из

нескольких

фонетических

групп

при

достаточно

сформированной

их

артикуляции

в

устной речи.

В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит» звуков в

слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен

выделить их из состава слова и определить последовательность.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения

звуков,

при

фонематическом

недоразвитии

у

детей

нередко

нарушаются

просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

При

углублённом

обследовании

дошкольников

с

ФФН

могут

быть

отмечена

незначительная

задержка

формировании

грамматического

строя

речи,

которая

выражается

в

бедности

словаря,

недостаточных

навыках

словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут

появляться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью.

У

детей

наблюдаются

аграмматизмы,

возникающие

вследствие

ошибок в согласовании, управлении различных частей речи и неправильном

употреблении

сложных

предлогов.

Характерна

также

бедно сть

синтаксических конструкций, используемых в самостоятельной речи детей.

7

Все названные затруднения особенно часто встречаются в самостоятельной

речи.

Произносительные ошибки детей необходимо оценивать с точки зрения

их и значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь

образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие

ведут

к

смешению

фонем,

их

неразличению.

Последние

являются

более

грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей 6

лет является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков,

обеспечивающих

восприятие

фонемного

состава

языка.

Уровень

сформированности

действий

по

выделению

последовательности

звуков

в

слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова

находится

в

зависимости

от

степени

недоразвития

фонематического

восприятия

и

от

того,

является

ли

это

недоразвитие

первичным

или

вторичным. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия у детей 6-

го года жизни наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих

место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих

случаях

нарушается

нормальное

слухопроизносительное

взаимодействие,

которое является одним из важнейших механизмов развития произношения.

При

первичном

нарушении

фонематического

восприятия

предпосылки

к

овладению

звуковым

анализом

и

уровень

сформированности

действия

звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков у детей крайне вариативна

и может быть выражена в речи ребёнка по-разному:

- замена звуков более простыми по артикуляции (Так звонкие согласные

заменяются глухими, звуки Р и Л - звуками ЛЬ и ЙОТ, С - Ш или Ф и т.д.);

-

некоторые

дети

всю

группу

свистящих

и

шипящих

звуков,

т.е.

звуков

фрикативных,

заменяют

более

простыми

по

артикуляции

взрывными

звукамиТ, ТЬ, Д, ДЬ;

-

в

других

случаях,

когда

процесс

дифференциации

звуков

ещё

не

произошел,

вместо

двух

или

нескольких

артикуляционно-близких

звуков

ребёнок произносит средний, неотчётливый звук, например: мягкий звук ШЬ

вместо Ш,

вместо С-СЬ, вместо

Ч-ТЬ нечто вроде смягчённого Ч и т.п.

Наиболее

распространённой

формой

нарушения

является

искажённое

произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания

с

нормативным

звуком.

Обычно

при

этом

восприятие

на

слух

и

дифференциация с близкими звуками не страдает;

- нестабильное использование звуков в разных формах речи.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по

артикуляции,

создаёт

условия

для

смешения

соответствующих

фонем

и

осложнений при овладении грамотой.

8

II. Организационный раздел программы

Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Установление

причин

речевых

нарушений,

квалификации

их

характера,

степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить

цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование

умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей

успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

Обследование воспитанников

и выявление среди них детей,

нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в

области развития речи.

Изучение

уровня

речевого,

познавательного,

социально-

личностного,

физического

развития

и

индивидуальных

особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке,

определение

основных

направлений

и

содержание

работы

с

каждым ребёнком.

Привитие детям навыков коммуникативного общения.

Систематическое проведение необходимой профилактической и

коррекционной

работы

с

детьми

в

соответствии

с

планами

индивидуальных и подгрупповых занятий.

Проведение

мониторинговых

исследований

результатов

коррекционной работы, определение степени речевой готовности

детей к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива ГБОУ и родителей

информационной готовности к логопедической работе, оказание

помощи в организации полноценной речевой среды.

Координация

деятельности

педагогов

и

родителей

в

рамках

речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной

деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Организация

эффективного

коррекционно-развивающего

сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

Для

достижения

конечного

результата

коррекционно-образовательной

деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников,

коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и

задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

9

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание

условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных

последствий речевых недостатков.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

1.

Сбор

анамнестических

данных

посредством изучения медицинской и

п ед а го г и ч е с ко й

д о к у м е н т а ц и и

ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-

педагогической

и

логопедической

диагностики

детей:

исследование

состояния

речевых

и

неречевых

ф у н к ц и й

р е б ё н к а ,

у т о ч н е н и е

структуры речевого дефекта, изучение

л и ч н о с т н ы х

к а ч е с т в

д е т е й ,

определение

наличия

и

степени

фиксации на речевом дефекте.

Определение

структуры

речевого

дефекта

каждого

ребёнка,

задач

корр. работы.

2 этап

организационно-

подготовительный

1 .

О п р е д е л е н и е

с о д е р ж а н и я

деятельности

по

реализации

задач

коррекционно-образовательной

деятельности, формирование подгрупп

для занятий в соответствии с уровнем

сформированных речевых и неречевых

функций.

2.

Конструирование

индивидуальных

маршрутов

коррекции

р еч е во го

нарушения

в

соответствии

с

учётом

д а н н ы х ,

п о л у ч е н н ы х

в

х о д е

логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического

кабинета

учебно-методиче скими

пособиями, наглядным дидактическим

м ат е р и а л ом

в

с о от в е т с т в и и

с

составленными планами работы.

календарно-

тематического

планирования

подгрупп.

занятий;

планы

индивидуально

й

р а б о т ы ;

взаимодейст-

вие специали-

с т о в

Д О У

и

родителей

р е б ё н к а

с

наруш. речи.

10

4. Формирование информационной

готовности педагогов и родителей к

проведению эффективной

коррекционно-педагогической работы

с детьми.

5. Индивидуальное консультирование

родителей

знакомство

с

данными

логопедиче ского

и с с л ед о ва н и я ,

с т ру кту р о й

р еч е во го

д е ф е к т а ,

определение

задач

с о вм е с т н о й

помощи

ребёнку

в

преодолении

д а н н о го

р еч е в о го

н а р у ш е н и я ,

рекомендации

по

о р г а н и з а ц и и

деятельности

ребёнка

вне

детского

сада.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в

индивидуальных,

подгрупповых

коррекционных программах.

2.

Психолого-педагогический

и

логопедический мониторинг.

3.

С огласование,

уточ нение

и

корректировка

меры

и

характера

коррекционно-педагогического

влияния

субъектов

коррекционно-

образовательного процесса.

Достижение

определённого

позитивного

э ф ф е к т а

в

устранении

у

д е т е й

о т к л о -

нений

в

рече-

вом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1.

Проведение

диагно стиче ской

п р о ц е д у р ы

л о г о п е д и ч е с к о г о

исследования

состояния

речевых

и

неречевых функций ребёнка – оценка

динамики,

качества

и

устойчивости

результатов

коррекционной

работы

с

детьми (в индивидуальном плане).

2 .

О п р е д е л е н и е

д а л ь н е й ш и х

образовательных

(коррекционно-

образовательных)

перспектив

детей,

выпускников, с нарушениями речи.

Р е ш е н и е

о

прекращении

логопедичес-

кой

работы

с

ребёнком,

изменении

е ё

характера

или

продолжении

логопедичес-

кой работы.

11

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно.

Так,

задача

организационно-подготовительного

этапа

определение

индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на

протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия

либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического

кабинета

учебно-методическими

пособиями,

наглядным

дидактическим

материалом осуществляется в течение всего учебного года.

2.3. Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования

включает

в

себя

взаимосвязанные

направления.

Данные

направления

отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с

ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей

и педагогов по оказанию им помощи в условиях учреждения;

-

коррекционно

-

развивающая

работа

обеспечивает

своевременную

специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию

недостатков

детей

с

ОВЗ

в

условиях

учреждения,

способствует

формированию

коммуникативных,

регулятивных,

л и ч н о с тн ы х ,

познавательных навыков;

-

консультативная

работа

обеспечивает

непрерывность

специального

сопровождения

детей

с

ОВЗ

и

их

семей

по

вопросам

реализации,

дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и

социализации воспитанников;

-

информационно

просветительская

работа

направлена

н а

разъяснительную

деятельность

по

вопросам,

связанным

с

особенностями

образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными

представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа

Работа

учителя-логопеда

строится

с

учетом

во з р а с т н ы х ,

индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа

12

коррекционной

работы

с

каждым

ребенком,

а

также

его

личных

образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс

организуется

на

диагностической

основе,

что

предполагает

проведение

мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при

необходимости

и

промежуточный).

Изучена

методическая

литература,

содержащая

существующие

в

логопедии

диагностические

методики

и

методические рекомендации:

Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

Кирьянов

Р.А.

Комплексная

диагностика

и

её

использование

учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет.

Материалы для специалиста образовательного учреждения.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция

в детском возрасте.

Диагностика

нарушений

речи

у

детей

и

организация

л о го п е д и ч е с ко й

р а б о т ы

в

у с л о в и я х

д о ш ко л ь н о г о

образовательного

учреждения.

Сборник

методиче ских

рекомендаций.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Коноваленко

В.В.,

Коноваленко

С.В.

Экспресс-обследование

фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей

дошкольного возраста.

Диагностическое

обследование

состояния

звукопроизношения

проводится перед началом коррекционных занятий. Данные обследования

заносятся

в

речевую

карту

и

служат

основанием

для

составления

индивидуального плана коррекции звукопроизношения. По окончании курса

коррекционных

занятий

проводится

повторное

логопедическое

обследование, с целью оценки результатов коррекционной работы. Данные

мониторинга

используются

для

проектирования

индивидуальных

планов

коррекционно-развивающей

работы

(индивидуальных

маршрутов),

корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении

программы.

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на

логопункте

МБУ

Центра

ППМСП

конкретизируется

в

соответствии

с

категориями

воспитанников,

имеющих

речевые

нарушения:

ФНР,

ФФНР,

НВОНР, ОНР.

13

Эффективность

коррекционно

развивающей

работы

определяется

чёткой организацией детей, правильным распределением нагрузки в течение

дня,

координацией

и

преемственностью

в

работе

всех

субъектов

коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая

работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При

комплектовании микрогрупп для занятий учитывается не только структура

речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус

ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом

психогигиенических

требований

к

режиму

логопедических

занятий,

их

структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.

Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья

воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр

и

упражнений,

психогимнастических

этюдов

создаются

условия

для

повышения

работоспособности

детей,

преодоления

психоэмоционального

напряжения,

стабилизации

эмоционального

фона,

развития

мотивации

к

участию

в

организованной

взрослым

деятельности

и

профилактике

конфликтов между детьми.

Логопедическое

воздействие

осуществляется

различными методами,

среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи,

словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные

материалы. Практические методы используются при формировании речевых

навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.

К

практическим

методам

можно

отнести

метод

моделирования

и

метод

проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений

совершенствования

процесса

коррекционно

развивающего

обучения

и

активно применяется на занятиях. Использование заместителей и наглядных

моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего

формами

наглядного

моделирования,

появляется

возможность

применить

заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то,

о

чем

рассказывают

взрослые,

предвидеть

возможные

результаты

собственных

действий.

Введение

наглядных

моделей позволяет

более

целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

14

Форма

организации обучения

подгрупповая,

подвижными

микрогруппами

и

индивидуальная.

Основной

формой

работы

с

детьми-

дошкольниками

по

всем

направлениям

развития

является

игровая

деятельность.

Программа учитывает это положение, но предполагает, что

занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими

нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках

каждого занятия.

Продолжительность

подгрупповых

занятий

6-го

года

жизни

20

минут,

с

детьми

7-го

года

жизни

25

минут.

Организация

деятельности

логопеда в течение года определяется задачами, поставленными программой.

Логопедическое

обследование

проводится

с

1

по

15

с ентября.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15

сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание

занятий

с

логопедом

составляется,

таким

образом,

чтобы

не

мешать

усвоению

общеобразовательной

программы

и

предоставить

возможность

родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных

логопедических

занятиях.

Для

подгрупповых

занятий

объединяются

дети

одной

возрастной

группы,

имеющие

сходные

по

характеру

и

степени

выраженности речевые нарушения, до 4 человек.

Продолжительность занятий с детьми: 1 год.

Выпуск

детей

проводится

в

течение

всего

учебного

года

по

мере

устранения

у

них

дефектов

речи.

Результаты

логопедической

работы

отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения

индивидуальных

занятий

определяется

характером

и

степенью

выраженности

речевого

нарушения,

возрастом

и

инд ив ид уа льны ми

пс ихо физич е с к ими

о с о бе нно с тя ми

д е т е й ,

продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут не менее 2-х раз в

неделю.

Продолжительность

коррекционно-развивающей

работы

во

многом

обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Основная цель

индивидуальных

занятий

состоит

в

выборе

и

в

применении

комплекса

артикуляционных

упражнений,

направленных

на

устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных

для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет

возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать

15

контроль

над

качеством

звучащей

речи,

корригировать

речевой

дефект,

сгладить невротические реакции.

На

данных

занятиях

дошкольник

должен

овладеть

правильной

артикуляцией

каждого

изучаемого

звука

и

автоматизировать

его

в

облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном

слоге,

словах

несложной

слоговой

структуры.

Таким

образом,

ребёнок

подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по

следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики.

совершенствование

статической

и

динамической

организации

движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

развитие просодической стороны речи;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических

процессов;

уточнение,

обогащение

и

активизация

лексического

запаса

в

процессе нормализации звуковой стороны речи;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая

работа

учителя-логопеда

с

конкретным

воспитанником

ДОУ

включает

те

направления,

которые

соответствуют

структуре его речевого нарушения.

III.Содержательный раздел программы:

Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития

психических процессов, уровня речевого развития.

Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 20 мая.

• Исследование неречевых психических функций;

•Сбор анамнестических данных;

•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

16

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование

с е н с ом о т о р н ы х

фу н к ц и й ,

п с и хо л о г и ч е с к и х

п р е д п о с ы л о к

и

коммуникабельности, готовности к обучению.

• развитие органов артикуляции;

•развитие слухового внимания и слухового контроля;

•развитие звукового восприятия

Третий этап: постановка звука

Цель: постановка звука (изолировано).

•коррекция дефектов произношения;

• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития

фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в

процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

•развитие психических функций;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи.

•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.

•коррекция дефектов произношения;

17

•развитие психических функций;

•активизация и расширение словарного запаса;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Общее количество часов – 68

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться

в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

I

.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Задача:

тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой

коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)

развитие

слухового

внимания,

памяти,

фонематического

восприятия

в

играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня

минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом

пальчиковой гимнастики;

д)

укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких

специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)

II.

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ

УМЕНИЙ

И

НАВЫКОВ

Задачи:

18

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать

звуки,

сходные

артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования

исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически

правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ в такой последовательности:

- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

-

шипящий Ш

-

сонор Л

-

шипящий Ж

-

соноры Р, Р'

- шипящие Ч, Щ

Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для

свистящих:

«Улыбка»,

«Заборчик»,

«Лопатка» «Желобок»,

«Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для

шипящих:

«Трубочка»,

«Вкусное

варенье»,

«Чашечка»,

«Грибок»,

«Погреем руки»;

для

Р,

Р':

«Болтушка»,

«Маляр»,

«Индюк»,

«Лошадка»,

«Грибок»,

«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков

проводится только индивидуально.

2).

АВТОМАТИЗАЦИЯ

КАЖДОГО

ИСПРАВЛЕННОГО

ЗВУКА

В

СЛОГАХ:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а)

3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в

обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со

стечением согласных;

19

в)

Р,

Р'

можно

начинать

автоматизировать

с

проторного

аналога

и

параллельно вырабатывать вибрацию.

3).

АВТОМАТИЗАЦИЯ

КАЖДОГО

ИСПРАВЛЕННОГО

ЗВУКА

В

СЛОВАХ:

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и

закрепляется

в

словах

с

данным

слогом.

Для

проведения

работы

по

автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в

подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4).

АВТОМАТИЗАЦИЯ

ЗВУКОВ

В

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Каждое

отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные

предложения,

затем

в

небольшие

рассказы,

подбираются

потешки,

чистоговорки, стихи с данным словом.

5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в

играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако

изменения

вполне

допустимы,

если

они

продиктованы

ин-

дивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успеш-

ному их продвижению. (Коноваленко,2000 г.)

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и

навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией

звукопроизношения

IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания,

мышления на отработанном материале.

V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно

произносимых звуков.

20

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.

Роль

индивидуальных

занятий

особенно

велика

в

работе

с

детьми,

индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых

мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со

сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий

к

занятиям

в

микрогруппах

в

течение

учебного

года

позволяет

оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых

навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность

варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной

работы,

речевых

и

индивидуально

типологических

особенностей

воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится

на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или

менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент

перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность

включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение

грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей

с

учетом

всего

объема

речевой

работы.

Данный

подход

помогает

дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в

основном

в

звуковой

стороне

речи.

Так

же

на

занятия

в

подвижных

микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий,

работа

по

развитию

фонематического

слуха

и

формированию

фонематического восприятия.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной

работы.

На

этих

занятиях

дети

должны

научиться

адекватно,

оценивать

качество

речевых

высказываний

сверстников.

Состав

подгрупп

является

открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от

динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Содержание

подгрупповой

работы (см. табл.) отражается в календарно-

тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность

лексических

тем,

количество

занятий

может

меняться

по

усмотрению

логопеда.

1-я

половина

сентября

обследование

детей,

заполнение

речевых

карт,

оформление документации.

21

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР

6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения

I период –15 сентября – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – декабрь – февраль. 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю.

III период – март –15 мая. 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю

(звукопроизношение + связная речь)

Всего 66 занятий в год.

22

3.

Перспективно-тематическое планирование занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Говорим правильно»

занятия

Звуковая сторона речи

Развитие

связной

речи

Основное содержание работы

Звукопроизношение

Фонематическое

восприятие

Диагностика речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Составление индивидуальных планов работы с детьми.

1-8

Подготовка к постановке

звука С

Выработка дифференцированных движений органов

артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания.

Уточнение правильного произношения сохранных звуков:

гласные - [а], [у], [и], [О], [Э], [ы], согласные - [м] —г [м'], [н]

— [н'], [п] — [п'], [т] — [т'], [к] — [к'], [ф] - [ф'], [д] - [д'], [в] -

[в'], [б] - [б'], [г] — [г'] и т. д. Произнесение ряда гласных на

твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и

интонацией:

• изолированно;

• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с

различной интонацией).

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с

индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге

Развитие способности узнавать

и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать

и различать звуки речи по

высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых и

неречевых звуков. Развитие

слухового внимания к звуковой

оболочке слова, слуховой

памяти. Различение слогов,

состоящих из правильно

произносимых звуков.

Различение интонационных

средств выразительности в

чужой речи. Различение

односложных и многосложных

слов. Выделение звука из ряда

других звуков. Выделение

ударного гласного в начале

слова, выделение последнего

согласного звука в слове.

Выделение среднего звука в

односложном слове.

Закрепление навыка

употребления категории

множественного числа

существительных. Закрепление

навыка употребления формы

родительного падежа с

предлогом у. Согласование

притяжательных местоимений

мой, моя, мое с

существительными мужского,

женского, среднего рода.

Закрепление навыка

употребления категории числа и

лица глаголов настоящего

времени. Закрепление навыка

употребления в

самостоятельной речи

категорий прошедшего времени

глаголов множественного числа.

Составление предложений по

демонстрации действий.

Объединение этих предложений

в короткий текст.

9-16

Постановка звука С.

Постановка звука Л'.

17-20

Постановка звука Ц.

Дифференциация звуков

С-Ц. Постановка звука

3.' Дифференциация

звуков С-3, С'-З'.

23

21-24

Постановка звука Ц.

Дифференциация звуков

С-Ц. Постановка звука

3.' Дифференциация

звуков С-3, С'-З'.

Продолжение работы над развитием подвижности органов

артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих

звуков. Автоматизация ранее поставленных звуков в

предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

Определение наличия звука в

слове. Распределение

предметных картинок, названия

которых включают:

• дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

На этом же материале:

• определение места звука в

слове;

• выделение гласных звуков в

положении после согласного в

слоге

Закрепление в самостоятельной

речи навыка:

• согласования прилагательных

с существительными в роде,

числе, падеже и образования

относительных прилагательных;

• согласования порядковых

числительных с

существительными.

Закрепление умения:

25-32

Постановка звука Ш.

Дифференциаций звуков

С-Ш.

Постановка звука Л.

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с

проговариванием), различающихся:

• по твердости — мягкости: [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [и'], [т] -

[т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [Д] - [д'], [в] - [В'], [б] - [б'], [г] - [г'];

• по глухости — звонкости: [п]-[б], [к]-[г], [т] — [д]; а также:

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах.

• осуществление анализа и

синтеза прямого слога;

• выделение согласного звука в

начале слова;

• выделение гласного звука в

конце слова. Формирование

умения различать и оценивать

правильные эталоны

произношения в чужой и

собственной речи. Различение

слов, близких по звуковому

составу; определение

количества слогов (гласных) в

слове. Дифференциация на слух

сохранных звуков (без

проговаривания):

• по твердости — мягкости;

• по глухости — звонкости.

• подбирать однокоренные

слова;

• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по

демонстрации действий,

картине, вопросам;

• составлять предложения по

опорным словам;

• составлять предложения по

картине, серии картин,

пересказывать тексты,

насыщенные изучаемыми

звуками;

• заучивать стихотворения,

насыщенные изучаемыми

звуками. Закрепление знаний и

умений, полученных ранее, на

новом словесном материале.

33-40

Постановка звука Ж.

Дифференциация звуков

Ж-Ш, Ж-3. Постановка

звука Р.

41-44

Постановка звука Р.

Дифференциация звуков

Р-Л.

45-48

Постановка и

автоматизация звука Р'

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и

коротких текстах. Автоматизация произношения вновь

поставленных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

Подбор слова с заданным

количеством звуков.

Определение

последовательности звуков в

слове (спеллинг).

Определение порядка

следования звуков в слове.

Определение количества и

порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих

перед или после определенного

звука. Составление слов из

Активизация приобретенных

навыков в специально

организованных речевых

ситуациях; в коллективных

формах общения детей между

собой.

Развитие детской

самостоятельности при

оречевлении

предметнопрактической

деятельности с соблюдением

фонетической правильности

49-56

Постановка звука Ч.

Дифференциация звуков

Ч- С' Ч-Т'.

57-64

Постановка звука Щ.

Дифференциация звуков

Ч-Щ-С'-Т'

65-68

Закрепление

правильного

звукопроизношения в

сказках и рассказах.

24

• [с] - [ш], [з] - [ж];

• [р] -[л];

• в прямых и обратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом

материале.

заданной последовательности

звуков.

речи.

График учебных периодов и каникул

№ п/п

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Учебный период

Каникулы

1

15.09.2018-15.05.2019

16.05.2019-14.09.2019

Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий на 2018-2019 уч. г.

№ за

ня

тия

Дата

Тема

занятия

Артикуляционная

гимнастика.

Работа

над

дыханием

Мелкая

моторика,

пальчиковая

гимнастика

Формирование

фонематических

процессов

Развитие

психических

процессов

Развитие

грамматическо

го

строя

речи.

Развитие

связной

речи

25

1-4

Обследование

детей.

Заполнение

речевых

карт,

составление

индивидуальных

планов

работы

с

детьми

5-8

Подготовка

к

постановке

звука

С.

1)Упражнения,

н а п р а в л е н н ы е

н а

развитие

подвижности

губ:

•«Лопатка»,

•«Блинчик»,

•«Лепешка»;

«Чашечка»,

•«Ковшик»;

•«Заборчик»,

•«Рупор»,

•«Трубочка»;

•«Горка»,

«Киска

сердится».

«Собира е м

я год ы »

«Пальчики

здороваются»,

«Пальчики

моются»,

«Замочек»,

• р а з б и р а н и е

п о

с о р т а м

с е м я н ,

мозаик

по

цвету,

•вырезание

ножницами

различных

фигур

Выделение

первого

ударного

звука

в

словах,

в ы д е л е н и е

первого

безударного

гласного

в

с л о ва х .

«Поймай

звук».

«Четвертый

лишний»

закрепление

названий

о в о щ е й

и

ф ру кто в .

И г р а

н а

р а з в и т и е

п а м я т и

и

внимания:

« З а п о м н и

и

повтори»,

«Что

изменилось?»

«Сад-огород»

классиф.

О в о щ е й

и

фруктов

«Помоги

зайчику

сварить

борщ

и

к о м п о т »

ч т о

перепутал

художник.

9-12

Подготовка

к

постановке

з в у к а

С .

Постановка

звука

С.

•«Подуть

через

соломинку»,

•«Шторм

в

стакане»;

•удерживание

бумажных

трубочек;

•комбинированные

упражнения

под

счет

«Па льцы

ш а г а ю т » ,

«Колечко»,

«Гармошка»,

«Бутончик",

«Зайка»

Поймай

звук,

с ло г,

слово».

Запомнить на слух и

п о в т о р и т ь

р я д

с л о г о в ,

с л о в

в

определенной

последовательности.

Удержать

в

памяти

ряды

слогов,

с л о в

(воспроизведение

показом

картинок)

Отхлопать

ритмический

рисунок

слова.

И г р ы ,

н а

развитие

зрительного

в н и м а н и я

и

памяти:

«Делай

т а к » ,

« Ч т о

изменилось?»,

«Найди

фигуру

п о

п о д о б и ю »

« К т о

б о л ь ш е

запомнит».

Игра«Сосчитай»

согласование

числительного

с

существительны

м .

« Ч е г о

н е

стало?»зрительн

ая

память.

Рассматривание

картинок

о

хлебе.

О т в е т ы

н а

вопросы.

13-16

Постановка

звука Л'

Автоматизац

ия звука Л'

Упражнения,

н а п р а в л е н н ы е

н а

развитие

подвижности

губ:

•«Оскал»;

•«Хоботок»;

•«Хоботок»с

последующим

«оскалом»;

•«Трубочка»;

•раздельное

поднимание

верхней

г уб ы

и

о п у с к а н и е

Упражнения

«Рыбка»,

«Бинокль»,

«Очки».

Запом нить

п е р в ы й

звук,

слог,

слово

в

ряду

звуков,

слогов,

слов.

Игры

«Услышь

с в о е

и м я » ;

«Угадай,чей

голос»;

«Улиточка»;

«Улови

шепот»;

«Жмурки

с

г о л о с о м » ;

« Г д е

позвонили?»;

«Скажи,

что

звучит».

Заучивание

чистоговорок

с

поставленными

звуками.

«Эхо»

именительный

падеж

мн.числа,

«1-2-3-4-5-6»,

Что

изменилось?»

«Чего

не

стало».

Составление

предложений

по

опорным

словам

26

н и ж н е й

г у б ы ;

•удерживание

бумажных

трубочек;

•комбинированные

упражнения

под

счет

17-20

Постановка

и

автоматизаци

я

звука

Ц

.

Дифференциа

ция

звуков

С-

Ц

Поднимание

и

опускание

языка за верхние и

нижние

зубы;

•«Качели»;

•втягивание

и

вытягивание

широкого

языка;

•удерживание

языка

в

состоянии

покоя;

упражнение

в

произнесении

звуков

т-с;

•прищелкивание;

•комбинированные

упражнения

для

языка

и

нижней

челюсти

« Фл а жо к» ,

« В е е р »

( д л я

п а л ь ц е в ) ;

ш н у р о в к а ,

б у с ы ,

раскраска.

С о с т а в и т ь

и з

н а з в а н н ы х

з в у к о в

слог,

слово.

Игра

с

м я ч о м

« Д о с к а ж и

словечко».

Заучивание

чистоговорок:

-Пусть

м е т ё т

метелица,

лё г ким

с н е г о м

стелется.

-Зайцы бегали в

л е с у ,

т а м

заметили

лису.

Игра «И я тоже»

словообразован

и е

существительны

х

женского

рода

п о

о б р а з ц у ,

(умник

-умница,

Писатель-

писательница).

Составление

предложений

по

картинкам

Проговаривание

этих

предложений

21-24

Постановка

и

автоматизаци

я

з в у к а

3 .

Дифференциа

ция

звуков

С-

3,С'3'

Язык

широкий

(«чашечкой»);

• язык узкий

(«горкой»);

поочередное

высовывание

языка

(«лопаткой»,

«жалом»)

4—5

раз

подряд

•сжимание

р е з и н о в о й

г р у ш и

пр и

од н о в р е м е н н о

направлении

воздушной

струи

на

определенные

цели;

Повторение

с л о го в

за-за—за-за-за,

з о -

зо-зо и т.д.

И г р ы

с

кубиками

на

з :

«Запони,

н а з о -

в и ,

п о л о ж и »

выделение

слов

и з

т е к с т

н а

заданный

звук

«Назови

ласково».

Преобразование

предложений

по

образцу:

у

Зины

г а з е т а

- э т о

Зинина

газета

Составление

предложений

по

картинке

Уп р а ж н е н и е

с

деформирован-

ной

фразой.

25-32

Постановка

и

автоматизаци

я

з в у к а

Ш .

Дифференциа

ция

звуков С - Ш

«Чашечка»,

«Ковшик»;

«Заборчик»,

«Рупор»,

«Трубочка»;

«Горка»,

«Киска

сердится»;

«Подуть

через

соломинку»,

«Шторм

в

стакане»;

- П р о б а

« р е б р о

к у л а к

-

л а д о н ь » .

Вычерчивание

фигур.

- О б в ед е н и е

шаблонов.

-Вырезание

ножницами

р а з л и ч н ы х

ф и г у р .

Р а з б и р а н и е

п о

с о р т а м

с е м я н ,

Различение

т е п л о й

х о л о д н о й

в о з д у ш н о й

с т р у и

Проговаривание

предложений:

- С а ш а

с п е ш и т

п о

шоссе.

-Наша

кошка

сидит

на

окошке.

« З а п о м н и

и

повтори»,

поиск

с х о д с т в а

и

р а з л и ч и я

п о

двум

сюжетным

картинкам.

С п р я ж е н и е

в

настоящем

времени:

-Шить

ш а п к у

д л я

кошки

в

окошке.

Заучивание

рассказа

«Кошка

и

мышка»

27

Штриховка,

рисование

по

пунктиру

мозаик

по

цвету.

Штриховка,

р и с о в а н и е

п о

пунктиру

33-40

Постановка

и

автоматизация

звука Л .

Дифференциац

ия звуков Л-Л'.

1 ) Р а б о т а

н а д

г о л о с о м

в д о х

и

выдох

через

рот

с

последующим

прибавлением

голоса;

•произнесение

г л а с н ы х

и

и х

с о ч е т а н и й

с

изменением

силы

и

высоты

голоса.

2 .

Р а б о т а

н а д

дыханием

:

выработка

плавного

длительного

выдоха;

р а б о т а

н а д

с и л о й

выдоха.

Специальные

у п р а ж н е н и я

д л я

звука

[Л]:

П е р в ы й

с п о с о б :

вызывание

м е ж з у б н о г о

[ Л ] :

•«Улыбка»;

•прикусывание

языка

посередине

и

дутье

н а

н е г о

( я з ы к

широкий);

т а к

ж е ,

с

последующей

артикуляцией

гласных

без

участия

голоса.

В т о р о й

с п о с о б :

постановка

звука

[Л]

от

вспомогательных

звуков [А] или [Ы]:

« К ач е л и »

( д л я

Упражнения

«Рыбка»,

«Бинокль»,«Очки»,

«Флажок»,«Веер»

(для

пальцев),проба

«ребро-кулак-

ладонь».

С ж и м а н и е

р е з и н о в о й

г р у ш и

при

одновременном

направлении

воздушной

струи на

определенные

цели.

Проговаривание

скороговорки,

п о й м а й

з в у к ,

отхлопай

мелодию,

телеграф

деление

слов

на

слоги.

Развитие

логического

мышления

« К о г д а

э т о

бывает?»

«В

чём

ошибся

художник?»

Сложные

предлоги

из-за,

из-под.

Образование

прилагательных

от

существи-

тельных.

Согласование

притяжательных

местоимений

мой,

моя,

мое

с

существительны

м и

м у ж с к о г о ,

женского,

среднего

рода.

Повторение

р а с с к а з а

з а

логопедом

28

губного

[Л]);

• « К а ч е л и »

с

одновременным

произнесением

А-А-

А А А ,

и л и

« ы ы

ыыы».

Т р е т и й

с п о с о б :

механическая

п о м о щ ь

п р и

п о с т а н о в ке

з в у к а :

прижатие

шпателем.

41-44

Постановка

и

автоматизаци

я

з в у к а

Ж .

Дифференциа

ция

Ж-Ш,

Ж-З

•«Лопатка»

«Блинчик»,

«Лепешка»;

•«Чашечка»,

«Ковшик»;

•«Заборчик»,

«Рупор»,

«Трубочка»;

1)Работа

над

голосом:

вдох

и

выдох через рот с

последующим

прибавлением

голоса;

произнесение

гласных и их

сочетаний

с

изменением

силы

и

высоты

голоса.

2)

Работа

над

дыханием:

выработка

плавного

длительного

выдоха;

работа

над

силой

выдоха.

«Замочек»,

«Пальцы

шагают»,

«Колечко»,

«Гармошка»,

«Зайка»;

• р а з б и р а н и е

п о

с о р т а м

с е м я н ,

мозаик

по

цвету,

бусы,

раскраска.

Повторение

з в у к о в ы х

р я д о в ,

и с п о л ь з о в а н и е

в

речи

восклицательных

и

вопросительных

интонаций,

выделение

звука

из

ряда

других

звуков.

« 4

л и ш н и й » ,

« К о г о

н е

с т а л о ? » ,

« Ч т о

изменилось?»

- и г р ы

н а

развитие

с л у х о в о й

и

зрительной

памяти.

Договаривание

предложений

(употребление

словосотчета-

ний

в

различных

падежах)

Рассказ

Б и а н к и

«Купание

медвежат»

выделение

с л о в

со

звуками

ш,

ж

и з

т е к с т а .

Пересказ

рассказа.

45-48

Постановка и

автоматизация

звука Р.

Дифференциац

ия звуков Р-Л.

Постановка и

Специальные

упражнения

для

звука

[Р]

1)Работа

над

вспомогательными

звуками:

Штриховка,

р и с о в а н и е

п о

пунктиру.

Складывание

ладоней

перед

собой

и

п о с т у к и в а н и е

Д е л е н и е

с л о в

н а

слоги,

игра

в

мяч.

Припоминание

слов

с о

з в у к о м

Р .

Слоговые

ряды:

арь-

арь-арь-букварь,

Развитие

зрительного

восприятия

«Найди

отличия»,

« З а п о м н и

и

Родственные

слова-зима,

зимовье,

з и м о -

вать....

С ч ё т

о т

1

до10(крот,

кро-

Составление

р а с с к а з а

п о

картине.

Заучивание

шутки:

Снегири-

с н е г и р и к и ,

н а

29

автоматизация

звука Р'.

многократные

удары

кончика

языка

у

верхних

десен

(шепотное

т-т-т)

•присоединение

голоса

(д-д-д);

•выполнение

сильного

задували,

вызывающего

дрожание

кончика

языка (т т т – ттрррр)

2.

Механическая

помощь

при

постановке

звука:

удерживание

кончика

языка

у

верхних

десен

шпателем;

•вызывание

дрожания

кончика

языка

от

звуков

«зззз

»,

«жжжж»,

чаще

«дддд»,

(упражнение

«Балалайка»).

Специальные

упражнения

для

дизартриков

(дополнительно)

1)Игра

в

«болтушку»

или

«индюшку»:

язык высунут и на

звук

[А]

болтается

между

зубами.

2) Фырканье

лошади, — тип

кучерского

«р»

3)Растягивание

уздечки

в

случае

бокового

произношения

п а л ь ц а м и

к а ж д о й

пары.

Показывание

пальцев по 2 и по 3.

Сжимание

резиновой

г р у ш и

п р и

одновременном

направлении

воздушной

струи

на

определенные

цели.

сухарь.

Орь-орь-орь-

хорь.

назови».

вать)

дворике

у

двери

я

н а с ы п а л

з а

п о р о г

г р е ч к у ,

семечки

творог.

49-56

Постановка и

«Лопатка»,

Шнуровка,

« П о й м а й

з в у к » ,

О тг а д а й

с л о в о

«Назови

П е р е с к а з

п о

30

автоматизация

звука Ч.

Дифференциац

ия звуков Ч- С'

Ч-Т'.

«Блинчик»,

«Лепешка»;

«Чашечка»,

«Ковшик»,

«Заборчик»,

«Рупор»

Трубочка»;

«Горка»,

«Киска

сердится»

трафареты,

бусины,

штриховка,

раскраска,

«Пальчики

здороваются»

В ы к л а д ы в а н и е

и з

палочек

«Рассади

зверей

по

вагонам»

-

деление

с л о в

н а

с л о г и .

Классификация

картинок

на

звуки

С-

Ч .

Ме..,мя..

кирпи..,

обру...

«4

лишний».

л а с к о в о »

-

употребление

уменьшительно-

ласкательных

суффиксов.

Словообразован

и е

м у ж с к и х

отчеств:

Иван-Иванович,

Рома-

Романович...

картинкам.

Составь

п р е д л ож е н и я

о

В а н е ч к е

и

Танечке.

«Исправь

предложение».

57-64

Постановка и

автоматизация

звука Щ.

Дифференциац

ия звуков Ч-Щ-

С'-Т'

Язык

широкий

(«чашечкой»);

• язык узкий

(«горкой»);

поочередное

высовывание

языка

(«лопаткой»,

«жалом»)

4—5

раз

подряд

Штриховка,

о б в е д е н и е

п о

точкам,

нанизывание

бус.

Выделение

согласного

на

конце

с л о в а ,

р а с с а д и

ж и в о т н ы х

п о

вагончикам,

( д е л е н и е

с л о в

н а

слоги)

4лишний,

классификация

видов

транспорта

Подбор

слов

по

признакам

Хищный-…,

Хищная-…,

Хищное…

«Назови

ласково».

Заучивание

скороговорок

.

Закончи

предложения

по

картинкам.

65-68

Повторение,

закрепление

пройденного

материала,

автоматизация

и

дифференциация

звуков

в

стихах,

загадках,

потешках.

Планируемые

результаты

Личностные:

• владеющий навыками культуры поведения и общения;

умеющий

контролировать

свои

действия;

владеющий

чувством

самоуважения,

собственного

достоинства.

Метапредметные:

31

• коммуникативные результаты: овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

сверстниками;

• регулятивные результаты: способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы

и

правила

поведения;

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по

образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предметные:

•умеющий правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

•умеющий

четко

дифференцировать

все

изученные

звуки;

умеющий контролировать правильность произношения.

Материально-техническое

обеспечение

учебного

процесса

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

3.

Одноразовые

шпатели,

вата,

ватные

палочки,

марлевые

салфетки.

4. Спирт.

5. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания

32

6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания,

предло-

жения,

потешки,

чистоговорки,

скороговорки,

тексты)

7.

Логопедический

альбом

для

обследования

речи.

8.

Сюжетные

картинки,

серии

сюжетных

картинок.

9.«Алгоритмы»

составления

описательных

рассказов.

10.Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

11.Настольно-печатные

игры

для

автоматизации

и

дифференциации

звуков.

12.Дидактические

игры

для

совершенствования

памяти,

внимания,

зрительного

и

слухового

восприятия.

13.Пособия

для

развития

всех

видов

моторики

(артикуляционной,

мелкой,

общей).

14.Шумовые,

музыкальные

инструменты

для

развития

фонетического

восприятия.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда

1.

Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического

недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

2.

Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

3.

Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.

4.

Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.

5.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.

6.

Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.

7.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.:

1998.

8.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.:

1998.

33

9.

Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.

10.Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.

11.Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.

12.Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.

13.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.

14.Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.

15.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. -

М.2009.

16.Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ

«Сфера», 1999.

17.С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и

обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

18.Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.

19.5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-

6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

20.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия .- М.,2001г

21.«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.-

М.,2000г.

22.- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой,

Г.В.Чиркиной, - М.,2004г.

34



В раздел образования