Автор: Захарова Дина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №93 город Орёл
Населённый пункт: город Орёл Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО."
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО
Ранний возраст – период, когда большинство детей начинают посещать
дошкольные
образовательные
организации
(ДОО).
Это
период
быстрого
формирования
всех
свойственных
человеку
психофизиологических
процессов. Правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста,
является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем
возрасте
происходит
на
таком
неблагоприятном
фоне,
как
повышенная
ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое
перенесенное
заболевание
отрицательно
сказывается
на
общем
развитии
детей.
Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения
его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей
среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный
стресс.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОО может сопровождаться
проблемой
его
адаптации
к
новым
условиям,
так
как
адаптационные
возможности
ограничены.
Возникновение
у
ребенка
так
называемого
«адаптационного
синдрома»
является
прямым
следствием
е го
психологической неготовности к выходу из семьи.
Это
связано
с
особенностями
раннего
возраста.
Дети
отличаются
неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и
изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и
страхи.
Длительное
пребывание
ребенка
в
стрессовом
состоянии
может
привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское
учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее
развитие.
Чтобы
период
адаптации
детей
проходил
легче,
необходима
профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский
сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и
воспитания.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОО внесен отечественными учеными. В последние годы все более
активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических
работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Н.Д Ватутиной,
Т.В. Костяк и др.
Так,
например,
Н.Д.
Ватутина
в
своем
пособии
рассматривает
оптимизацию
условий
для
успешной
адаптации
детей
в
детском
саду,
раскрывает
особенности
поведения
детей
и
соответственно
методы
педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке
детей в семье к детскому саду.
Т.В.
Костяк
рассматривает
особенности
психологической
адаптации
детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического
благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития
в дошкольном возрасте.
Как утверждает Н.М. Аксарина, адаптация определяется прежде всего
как
медико-педагогическая
проблема,
решение
которой
требует
создания
условий,
удовлетворяющих
потребности
детей
в
общении,
тесного
взаимодействия
между
семьей
и
общественным
воспитанием,
хорошего
медицинского
обслуживания
детей
и
правильной
организации
воспитательного процесса.Анализ проблемы в теории и практике, большое
количество исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к
ДОО
и
в
то
же
время
недостаточная
компетентность
родителей
и
воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы
исследования.
В связи с актуальностью проблемы, нами было проведено исследование
педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Мы предположили, что процесс социально-психологической адаптации детей
к условиям ДОО проходит быстрее и легче при соблюдении определенных
условий:
- создание для ребенка безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он
есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
В
ходе
исследования
нами
были
изучены
теоретические
основы
адаптации детей раннего возраста к ДОО, рассмотрены условия адаптации
детей
раннего
возраста
к
условиям
ДОО,
разработана
и
апробирована
система работы педагога по организации процесса адаптации детей раннего
возраста к условиям ДОО.
Исследование проводилось на базе МДОО «Детский сад № 82» г. Орла.
В исследовании принимали участие 17 детей в возрасте от 2 лет до 2 лет 8 ме,
их родители.
Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, коррекционно-
развивающий, контрольный.
По
результатам
констатирующего
этапа
уровень
легкой
адаптации
выявлен у большинства детей (71%). Эти дети быстро адаптировались к
условиям ДОО. Однако и для этих детей период адаптации был стрессовым.
Средний уровень адаптации выявлен у 24 % детей и один ребенок проходил
адаптацию очень тяжело. Дети с тяжелой и средней степенью адаптации
особенно нуждаются в психолого-педагогической помощи. В связи с этим
возникла
необходимость
разработки
проекта
оптимизации
процесса
адаптации к ДОО.
Для этого нами был организован формирующий эксперимент. Целью
данного этапа являлась разработка и апробирование комплекса мероприятий
по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Нами был предложен проект, направленный на облегчение процесса
адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
В основу проекта положены работы Е.В.Зворыгина, Л.А.Парамоновой,
М.Д.Маханевой,
Л.Н.Павловой
и
других
выдающихся
деятелей
отечественной педагогики и психологии.
Работу по подготовке и проведению адаптации детей раннего возраста
к ДОО мы строили по двум направлениям: проведение доадаптационного
периода,
который
включает
в
себя
работу
с
родителями
и
собственно
проведение периода адаптации.
Подготовительный этап был проведен с родителями поступающих в
ДОО детей за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Цель данного
этапа
–
сформировать
такие
стереотипы
в
поведении
ребенка,
которые
помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Для решения этой задачи мы разработали и реализовали программу
работы с родителями по адаптации детей к ДОО «Мамина школа».
Программа занятий рассчитана на 6 недель (по 1 занятию в неделю).
Каждая встреча занимает 30—40 мин. Материалом для встреч служат игры,
игровые задания, консультации педагога-психолога, воспитателей младших
групп.
На
этом
этапе
мы
также
провели
анкетирование
родителей
по
знакомству с семьей будущего воспитанника. Отвечая на вопросы анкеты,
родители старались исчерпывающую информацию о семье, характеристику
своему ребенку, необходимые для дальнейшей работы. На подготовительном
этапе мы также анкетирование родителей на тему «Готов ли Ваш ребенок к
поступлению
в
детский
сад?».
На
основе
анкетировании
родителей
был
составлен прогноз адаптации детей к детскому саду.
На основном этапе (адаптационном) вся работа строилась на основе
перспективного плана, в который были включены все виды деятельности по
облегчению адаптационного периода.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более
успешно, мы использовали разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2.
Формирование
у
ребенка
чувства
уверенности
(познавательной
осведомленности).
3.
Приобщение
ребенка
в
доступной
форме
к
элементарным
общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование
социальной осведомленности).
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
При проведении занятий мы учитывали специфику работы с
маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно
заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через
отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает
необходимость активности со стороны самого воспитателя по выявлению
проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации. Нами также была реализована
модель организации адаптационного периода через режимные процессы.
Результаты
реализации
данного
проекта
были
оценены
в
ходе
контрольного этапа эксперимента.
По сле
проведенной
работы
большинство
детей
успешно
адаптировались
к
ДОО
и
лишь
один
ребенок,
изначально
показавший
тяжелый уровень адаптации, по-прежнему имеет уровень адаптации средней
тяжести. То есть требует отдельного внимания и дальнейшей работы.
Количество детей успешно адаптировавшихся к ДОО, выросло на 24 %,
группа детей с адаптацией средней тяжести уменьшилась на 18%, детей в
группе тяжелой адаптации не осталось.
Кроме
того,
значительно
снизилась
заболеваемость
детей
в
группе
(болели менее 20% детей группы).
В ходе анкетирования родителей удалось установить, что большинство
(99%)
родителей
считает,
что
их
ребенок
полностью
адаптировался
к
дошкольному учреждению и не проявляет признаков адаптационного стресса.
Причиной
успешной
адаптации
родители
считают
совместные
действия
сотрудников и родителей.
Таким образом, можно сказать, что процесс адаптации у большинства
детей уже заканчивается и в целом дети экспериментальной группы успешно
прошли адаптацию.
Мы уверены в том, что многоплановая и кропотливая работа в период
адаптации детей к дошкольному учреждению в указанном направлении даст
свои устойчивые положительные результаты.
Список литературы
1.
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,
диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. –
188
2.
Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО / В.Н.
Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
3.
Жердева,
Е.В.
Дети
раннего
возраста
в
детском
саду
(возрастные
особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс,
2007. – 192с.
4.
Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие
дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г.
Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
5.
Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное
воспитание. – 2003. – №2. – с.14-16.