Напоминание

О некоторых вопросах патриотического воспитания на уроках и во внеклассной деятельности


Автор: Семенова Лариса Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: О некоторых вопросах патриотического воспитания на уроках и во внеклассной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




О

некоторых

вопросах

патриотического

воспитания

на

уроках

и

во

внеклассной

деятельности

Вместо предисловия

Почему важно помнить о войне? Что можно рассказать о ней сегодняшним ученикам?

Как объяснить, что это страшное слово «война» не должно стираться из памяти людей? В

какие

моменты

ученики

действительно

сердцем,

эмоционально

воспринимают

события

войны? Работая учителем русского языка и литературы, всегда провожу уроки, внеклассные

мероприятия, на которых раз за разом прошу ребят осмыслить, прочувствовать события

военных и послевоенных лет. Создание выпуска газеты, написание сочинений, организация

классных и школьных проектов

«Живая память», обсуждение пронзительных произведений

о войне, часы общения, экскурсии и внеклассные мероприятия

вот перечень в общем-то и

не новых форм работы с учащимися. Главное понимала всегда: дети должны сердцем и

душой переживать события военных лет, потому что это наша история, потому что наши

прадеды и деды погибали на той войне ради сегодняшней спокойной жизни.

Поделюсь сценарием литературно-музыкальной композиции. И это не просто одно из

мероприятий

учителя

и

классного

руководителя

нас

в

школе

давние

традиции

патриотического

воспитания).

Создание

сценария,

трепетные

репетиции, раскрытие

творческого потенциала каждого участника,

эмоциональные

выступления

наша общая с

детьми работа по пробуждению и воспитанию в себе высокого чувства патриотизма.

Класс стоял

на

Посту №1 у Вечного огня. Для всех нас это время стало временем

переосмысления событий войны, временем памяти. Мы выпустили Боевой лист, создали

фильм «Наши великие 7 дней». На уроке русского языка написали сочинения,

лучшие

строки из них вошли в сценарий. В преддверии праздника возникло желание еще раз сказать

о своих чувствах и переживаниях. Выступили на школьном митинге, приняли участие в

городском конкурсе и стали победителями.

В сценарии использованы произведения К. Симонова, Т. Травника, Г. Шеховцова, П.

Великжанина, И. Беляева и других современных поэтов; сочинения учащихся.

Литературно-музыкальная композиция «Стою у Вечного огня». Сценарий

Звучит мелодия. Шуман «Грезы». Презентация (на заднем фоне) сопровождает все

выступление. Пост №1 выходит на сцену.

Чтец.

Когда стою у вечного огня,

Я думаю о тех, кого нет с нами.

Они за всех – и за тебя, и за меня –

Когда-то жизни отдавали.

Здесь тихо. Только ветерок

Играет пламенем огня.

Стою и чувствую, как боль

Сжимает сердце у меня.

Огонь священный, пред тобой

Мы низко голову склоняем…

Чтец.

Вечный огонь – это территория памяти, суровой памяти. Это место, где мало говорят, но

много думают о подвиге, о победе, о людях, которые ковали победу.

Чтец.

Они многое пережили в суровые годы войны. Они видели сгоревшие города, стертые с

лица

земли

селения,

разрушенные

старинные

памятники,

виселицы,

рвы,

наполненные

трупами,

грудных

младенцев,

раздавленных

танками,

расстрелянных

женщин,

стариков,

детей.

Выходит девочка

Девочка Я… напишу, я напишу,

Я – напишу! О вас, солдаты.

Я напишу за вас, солдаты.

За сорок первый, сорок пятый.

Я напишу про вас, ребята –

Строкою вечной напишу.

Я всем об этом расскажу.

О том, о чем молчат курганы,

Поля, прикрытые травой…

Я напишу во имя славы

Твоей, мой прадед…

Чтец.

Он жизнь-то толком не узнал,

Он в ней едва лишь оперился:

В июне свадьбу он сыграл,

А сын у мертвого родился.

Он написать едва успел

Одно письмо супруге с фронта,

Но со стены на нас смотрел

Всегда, после любых ремонтов.

Чтец.

Он форму не успел обмять

Для снимка: мешковата слишком…

Так странно дедом называть

Его – совсем еще мальчишку.

Он слишком юн был для того,

Чтобы героем притворяться…

Я старше деда своего,

А мне всего лишь восемнадцать.

Чтец.

Словно сердце павшего солдата,

Бьётся пламя вечного огня.

День Победы – горестная дата,

Сгусток боли в сердце у меня.

Чтец.

Преклоняя трепетно колени,

Я кладу к подножию букет.

Как огонь сожженных поселений,

Запылал малиновый рассвет.

Чтец.

И спешат седые ветераны

Помянуть погибших в той войне,

И войной оставленные раны

Беспокоят, кажется, вдвойне.

Чтец.

Оставляют капли дождевые

Мокрый след на каменных щеках,

Памятники, будто бы живые,

Держат мир спасённый на руках.

Чтец.

Я стою у Вечного огня,

Он горит, чтоб мы не забывали,

И в нетленной памяти храня,

Как отцы и деды воевали!

Чтец.

«Когда стоишь у Вечного огня, время идет гораздо медленнее. Ты стоишь и думаешь о

тех, кто отдал свою жизнь за Родину, о тех, кто защищал своих родных и близких»

Чтец.

«Пламя, пылающее вечно, холодный ветер, и ты наедине с самим собой. Стоя у Вечного

огня в полной тишине, не произнося ни слова, я осознал, что народ России – самый великий

народ мира. С богатой культурой, историей и с полной самоотдачей своему делу. Уж если

защищать Родину, то до конца, до победы!»

Чтец.

Пусть вьюга февральская воет,

Пусть дождь затянул небосклон –

Трепещет, как сердце живое,

Над городом Вечный огонь.

Читает девочка

Я не знаю войны

Да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять,

Чтоб всегда и везде

Знали лишь о прошедшей войне.

Войну я видела в кино.

Ещё о ней читала в книжках,

Но, не сдержавшись, все равно,

Я плакала о тех мальчишках.

Чтец.

Не залечить на сердце раны,

Из памяти былое не стереть;

Идут, Войны Великой, ветераны,

К огню, которому в веках гореть.

Чтец.

Гореть. Потомкам в назиданье,

Что гибли люди, мир пылал, –

Была война, и это не преданья, –

Чтоб ада этого никто не испытал.

Не испытал ни боли, ни страданий

И не увидел горьких слёз утрат;

Горит огонь. Огонь воспоминаний…

Песня. Минус «От героев былых времен», 1 куплет

От героев былых времён

не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

стали просто землёй и травой…

Только грозная доблесть их

поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь,

нам завещанный одним,

мы в груди храним.

Выходят девушка и юноша. Слайд презентации сопровождает звук канонады

Девушка.

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал наш ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб даты обнажались,

Как раковая опухоль Земли.

Юноша.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Вместе: Услышал наш ребенок, мой и твой.

Звучит мелодия. Минус «Стою у Вечного огня»

Чтец.

Вечный огонь на Бульваре героев в Новокузнецке посвящен тем, чья жизнь является

примером беззаветного служения своему народу. В борьбе с фашизмом массовый героизм

проявили воины армии и флота, среди которых были 64 тысячи новокузнечан. 12 460 человек

получили боевые награды. 52 – удостоены звания Героя Советского Союза.

Чтец.

«Очень тяжело объяснить чувства, что наполняли меня в те минуты, что я стояла рядом с

Вечным огнем, рядом с историей своей страны. Будто страх, гордость и оказанная нам честь

слились воедино в какое-то совершенно новое чувство…»

Чтец.

«Та

война,

те

погибшие

люди,

та

разрушенная

страна

становятся

для

тебя

чем-то

большим, чем просто исторический факт. И тот памятник погибшим воинам, тот Вечный

Огонь, что греет тебя, пока ты стоишь на посту, – это лишь малая часть того, что мы можем

сделать, чтобы почтить память погибших за нас воинов».

Чтец.

Так было на планете в старину

Как только звал на битву голос трубный,

Смолкали Музы, слушая войну,

Но в наши дни молчание преступно.

Финал. Перестроение

Чтец.

С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

Чтец.

А если – с убийства?

А если – со слез?

Чтец.

А если – с воздушной тревоги?

А если – с визжащей пилы в облаках,

Чтец.

Со взрослых. В пыли распростертых!

А если – с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

Чтец.

И в 5, и в 15 и в 25

Войной начинается память…

Чтец.

Помнить всегда должен каждый из нас,

Что жизни прожитый день или час

Чтец.

Мирное небо, свобода, любовь

Это цена за пролитую кровь

Чтец.

Тех, кого нам уже не воскресить

Кто, как и мы хотел жить и любить

Чтец.

Память о верных России сынах

Вечно гореть будет в наших сердцах.

Финальная песня. Минус «Стою у Вечного огня».

Заключение

Мы обязаны помнить и чтить память тех, кто отдал жизни за нашу мирную жизнь.

Сама

структура патриотического воспитания учащихся выглядит так: патриотическое убеждение

патриотическое сознание

патриотическая деятельность. Хочется верить, что мои ученики

никогда не забудут события войны и передадут эту память своим детям.



В раздел образования