Напоминание

"В гостях у художницы осени"


Автор: Батурина Галина Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №105
Населённый пункт: город Купино Новосибирская область
Наименование материала: конспект урока литературное чтение
Тема: "В гостях у художницы осени"
Раздел: начальное образование





Назад




2018г.

Тема: В гостях у художницы осени.

Цели:

Развитие

читательского

интереса

у

учащихся.

Воспитание

чувства

любви к родной природе. Эстетическое воспитание учащихся. Развитие у

детей чувство эмпатиии. Развитие талерантности в отношении ребенка к

окружающим. Экологическое воспитание.

Оформление: на стенах и доске – репродукции картин И.Левитана «Золотая

осень»,

«Осенний

день»,

«Вечерний

звон»,

«Вечер.

Золотой

плес»,

И.Остроухова

«золотая

осень»,

В.Серова

«Октябрь.

Домотканово»,

А.Пластова «Жатва», И.Грабаря «Осень» и др.

На доске запись:

I

II

III

первоначальной

лучезарный

хрустальный

короткий

дивный

чистый

теплый

ясный

славный

ядреный

здоровый

студеный

свежи

желты

тихие

унылый

прощальный

грустный

печальный

тусклый

скучный

сумрачный

угрюмый

ненастный

заунывный

золотой

пурпурный

алый

пышный

багрец

багряный

разноцветный пестрый

мягкий ковер

желтый

Слова А.С.Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь».

Грамзапись П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена

года», «Отговорила роща золотая…» на слова С.Есенина.

Ход урока

1.Организационный момент.

-

Ребята,

сегодня

мы

отправимся

в

гости

к

художнице

осени.

Давайте

подарим друг другу улыбки и начнем урок.

2. Проверка домашнего задания.

-

На

прошлом

уроке

мы

познакомились

со

стихотворением Б.Пастернака

«Золотая осень». И я просила вас выучить стихотворение наизусть (рассказ

стихотворения двумя учениками).

Осень. Сказочный чертог, Где деревья в сентябре

Всем открытый для обзора. На заре стоят попарно,

Просеки лесных дорог, И закат на их коре

Заглядевшихся в озера. Оставляет след янтарный.

Как на выставке картин: Где нельзя ступить в овраг,

Залы, залы,залы,залы Чтоб не стало всем известно:

Вязов, ясеней, осин Так бушует, что ни шаг,

В позолоте небывалой. Под ногами лист древесный.

Липы образ золотой – Где звучит в конце аллей

Как венец на новобрачной Эхо у крутого спуска

Лик березы - под фатой И зари вишневый клей

Подвенечной и прозрачной. Застывает в виде сгустка.

Погребенная земля Осень. Древний уголок

Под листвой в канавах, ямах. Старых книг, одежд, оружья,

В желтых кленах флигеля. Где сокровищ каталог

Словно в золоченых рамах. Перелистывает стужа.

3.Работа над новым материалом.

- Сегодня мы продолжим разговор о прекрасном времени года – осени.

В сентябре есть период ясной, солнечной погоды. Кажется, будто лето

вернулось.

Послушайте,

как

описывает

его

великий

поэт Ф.Тютчев

в

стихотворении «Есть

в

осени

первоначальной…»

(чтение

стихотворения

учителем, дети следят по распечатке).

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

- Какие же слова использовал Ф.Тютчев описывая осень и ее краски.

Найдите

эти

слова

на

доске.(Первоначальной,

короткая,

но

дивная,

хрустальный, лучезарны.)

- Как же называются в народе эти первоначальные дни осени, когда кажется,

что лето вернулось? («Бабье лето».)

-

мы

сегодня

познакомимся

еще

с

одним

стихотворением

об

осени

Д.Кедрина

«Бабье

лето».

Откройте

в

учебнике

стр.75

и

прочтем

стихотворение (Родная речь, кн. 3, ч. 2, с. 75.).

Бабье лето.

Д.Б.Кедрин

Наступило Бабье лето – Солнце! Что на свете слаже

Дни прощального тепла. После зябкого денька?..

Поздним солнцем отогрета, Паутинок легких пряжа

В щелке муха ожила. Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый, Сжалься, осень! Дай нам света!

Тучей солнце заслоня. Защити от зимней тьмы!

Паутинкам серебристым Пожалей нас, Бабье лето;

Жить осталось два-три дня. Паутинки эти – мы.

- Как автор называет Бабье лето еще? («Дни прощального тепла») «Бабье

лето» отличается своим теплом, много паутинок летает. Как автор называет

паутинки? («Пряжей») Не хочется расставаться с такими теплыми днями, и

автор просит у осени света, защиты от зимней тьмы.

- Послушайте как описывает поэт С.Маршак первые дни сентября.

Сентябрь

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села.

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

- Какое слово характеризует утро в этом стихотворении? (Ясное.) Осенью

начинается сезон охоты на волков, лис, зайцев. Раньше охотились на них на

лошадях с собаками. Охотники громко трубили в рог. Созывая собак и пугая

зверей. Послушайте ,как описывает такую охоту А.Пушкин:

Сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Любил скакать на коне осенью и сам А.С.Пушкин:

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

- Любил дни начала осени и Н.Некрасов.

(Подготовленный ученик читает отрывок «Славная осень…». Дети следят по

распечаткам.)

Н.Некрасов.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр.

- Какие слова использует Н.Некрасов, рисуя первые осенние дни? (Славная,

здоровый, ядреный, студеный, желты, свежи, ясные, тихие.)

Итак, какие слова характеризуют погоду во время «бабьего лета»? (Дети

читают слова, записанные в первом столбике на доске.)

- Эти слова называются эпитетами.

Когда кончается «бабье лето», погода существенно меняется. Какая обычно

стоит погода осенью?

Даже сейчас, когда на улицах асфальт и в квартирах тепло, в плохую погоду

не хочется выходить на улицу. А 100-150 лет назад вообще гулять не хотелось:

страшная грязь, дороги становились непроезжими. Люди в основном сидели

дома. Да и погода не способствовала хорошему настроению. Послушайте,

какое

настроение

передал П.И.Чайковский в

пьесе

«Октябрь.

Осенняя

песнь.» Какое настроение у вас создалось? Это же настроение передали и

поэты,

например,

А.Фет

в

стихотворении «Ласточки

пропали…».

(Читает

подготовленный ученик, остальные ученики следят по распечаткам.)

А.Фет.

Ласточки пропали, Лучше б снег да вьюгу

А вчера зарёй Встретить грудью рад!

Все грачи летали Словно как с испугу

Да, как сеть мелькали Раскричавшись, к югу

Вон над той горой. Журавли летят…

С вечера всё спится, Выйдешь - поневоле

На дворе темно. Тяжело – хоть плачь!

Лист сухой валится, Смотришь – через поле

Ночью ветер злится Перекати-поле

Да стучит в окно Прыгает, как мяч.

- Печальный характер поздней осени отмечал и Н.Некрасов:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна.

Грустные думы наводит она.

(Читает наизусть ученик.)

Какое

слово

употребляет

поэт

для

характеристики

поздней

осени?

(Грустные.)

А что писал о поздней осенней погоде А.С.Пушкин?

(Учитель

читает

отрывок из романа «Евгений Онегин», дети следят по распечаткам.)

А.Пушкин.

…Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Какие же эпитеты, рисующие погоду, использует А.Пушкин? (Таинственная,

печальная, скучная.)

Итак, прочитаем, какие же эпитеты используют поэты, рисуя погоду поздней

осени? (Это слова, записанные на доске во втором столбце.)

- Ребята, я прочту вам еще одно, грустное стихотворение великого русского

поэта С.Есенина.(Или

читает

подготовленный

ученик.)

Может

быть,

оно

поможет

ответить

на

вопрос,

почему

у

людей,

несмотря

на

дождливую,

пасмурную

погоду,

настраивающую

на

печальный

лад,

настроение

праздничное?

С.Есенин

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сереневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

С чем сравнивает поэт рябину? Почему он сравнивает ее с костром?

А теперь послушайте, как описывает писатель К.Паустовский, большой

знаток русской природы, краски осени.

Лес осенью.

К.Паустовский.

Осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и

нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую.

Фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались

особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А

когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое

облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли

загораться вдали, как багряные пожары.

Красочность, многоцветье осенней природы радуют глаз, настраивают на

сказочный лад. Давайте полюбуемся картинами золотой осени, побродим

вместе с художниками по засыпанным листьями дорожкам.

Тихо звучит «Октябрь. Осенняя песня» П.Чайковского. Учитель переходит от

одной репродукции к другой, называет художника и название картины.

За волшебное многоцветье красок любил осень и А.С.Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Никто так полно не отразил русскую осень, как Пушкин в этом отрывке. Он

соединяет, казалось бы, несоединимые признаки осени – и те, что нравятся

обычно людям, и те, что обычно люди не любят:

Унылая пора, но очей очарованье,

Прощальная, но краса приятна,

Увяданье, но пышное,

Мгла, но свежее дыханье.

А.Пушкин любил в осени буквально все. Он писал о ней: «И с каждой осенью

я расцветаю вновь».

Итог урока:

С осенью невозможно не расцвести. В этом мы сегодня убедились, читая

стихи, слушая музыку и рассматривая репродукции. (Выставление оценок за

урок.) Дома научитесь выразительно читать стихотворение «Бабье лето».



В раздел образования