Напоминание

"Как помочь птицам зимой"


Автор: Коврижных Ирина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 12"
Населённый пункт: г. Саров
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Как помочь птицам зимой"
Раздел: начальное образование





Назад




Окружающий мир, 1 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированная

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запись музыки для релаксации,

музыкальный клип, картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц,

презентация, шапочки с картинками птиц, цветовое дерево и листки-символы

зелёного, жёлтого и красного цветов.

Тема урока: Как зимой помочь птицам?

Цели:

познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;

способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной

речи, кругозора учащихся;

создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить

подбирать корм для птиц;

воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас

детей.

Ход урока.

Оргмомент.

- Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.

(на фоне музыки для релаксации)

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное

настроение. Дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание.

Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки.

Сейчас мы проведём минутку синоптика.

Определение темы и цели урока.

- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

- А кто из вас может назвать их?

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?

- Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?

- Что бы произошло на земле, если бы не было птиц?

- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим

пением, красотой, но и оздоравливают растения от вредных насекомых.

- Сейчас я вам предлагаю внимательно посмотреть музыкальный клип и

определить тему нашего урока.

- Итак, какова же тема нашего урока?

- Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?

- А чему бы хотели научиться?

- Тогда давайте познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно

внимательно смотреть на слайды, послушать пение птиц и назвать эту птицу.

IV. Изучение нового материала.

-Что это за птичка? Слайд 3 (Дятел)

- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или

лесным доктором)

- Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком

выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в

них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них

спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так

он лечит деревья.)

- Молодцы!

- А это что за птичка? Слайд 4 (Воробей)

- Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется птичка?

(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей!

Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях

воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и

ягодных деревьев, воровали зерно.)

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов

комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

- А эту птичку вы узнали? Слайд 5(Синица)

- А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых

– вредителей)

- А эта птичка называется клёст. Слайд 6 (Клёст)

Рассказ учителя о клёсте.

- У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот

клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами

которых он питается зимой.

Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы

сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с

изображением этих птиц.)

Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашёл время радоваться...

Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего

милые, до чего хорошие...

Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать

Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают

семена еловых шишек и им есть чем питаться)

- Продолжаем знакомиться с птицами.

По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?

«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку,

поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то

машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится».

(Сорока) Слайд 7

- А это кто? Слайд 8 (Снегирь)

- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к

нам с севера вместе с первым снегом.)

Диалог Сороки и Снегиря.

(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

Снегирь: А теперь куда?

Сорока: В деревню, милок, в деревню.

Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не

стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче

там, ограбить и того некого.

Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?

Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на

свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.

- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?

- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

- Рассмотрите в учебнике на с. 53 рисунки кормушек.

- Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

- Чем кормятся птицы и что они любят, расскажут ребята.

1) Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся

птицам. Я сделала кормушку для снегирей, они любят ягоды рябины, калины,

бузины, которые надо слегка подсушить.

2) А я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что овес или овсяную

крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка.

Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.

3) Моя кормушка для дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не

жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки –

любимое лакомство для них.

- А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.

VI. Закрепление.

- Сейчас давайте поработаем в группах. Каждой группе надо составить меню на

обед для птиц. Посадите в кормушки, (они прикреплены на доске) птиц,

которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.

- Почему именно эти лакомства вы выбрали?

- Молодцы, вы все справились с заданием!

VII. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему учились на уроку?

- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

- Что было легко?

- А что было трудно?

- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на

дерево. Напоминаю, что зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен,

получилось»; желтый – «получилось, но не всё, что задумал»; красный – пока

многое не получается, нужна помощь».

За то, что вы слушали всё внимательно,

Задания все выполняли старательно

Хочу я картинки с птицами вам подарить.

Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!

- Спасибо, дети за урок!



В раздел образования