Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра "Импровизация"


Автор: Михеева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №5 "Единство"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сюжетно-ролевая игра "Импровизация"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра «Импровизация»

Цель:

раскрытие

творческого

потенциала

через

проигрывание

ролевого

репертуара с заданным сюжетом

Задачи:

активизировать творческий потенциал участников игры;

снизить уровень тревожности в ситуации публичного выступления;

выявить участников, имеющих лидерские качества

Целевая аудитория: младшие школьники, подростки, взрослые

Область применения: в рамках тренинговых занятий, разовые занятия в

группах

За

основу

игры

взяты

персонажи

мультипликационного

сериала

«Смешарики»

Почему именно эти персонажи:

1.

Они известны широкому кругу лиц разных возрастных групп.

2.

Для

каждого

из

них

на

официальном

сайте

мультфильма

имеется

личностная характеристика, которая помогает понять суть персонажа.

3.

Имеется

готовый

материал,

позволяющий

отследить

персонажа

в

динамике – мультфильмы.

Ход игры:

Всего

в

мультсериале

9

ключевых

персонажей.

Соответственно

при

однократном проведении игры могут участвовать 9 человек. В добровольном

порядке выбираются 9 участников. Каждый из них вытаскивает лист бумаги с

описанием героя мультфильма (Приложение 1)

Далее участникам предлагается к просмотру несколько серий мультфильма

(их продолжительность от 3 до 5 минут), где задействован каждый персонаж,

как ключевой. Это нужно, чтобы «актеры» смогли прочувствовать типаж

своей роли.

После

просмотра

участники

получают

изображение

своего

героя

(Приложение 2) и знакомятся с сюжетом, той ситуации в которой они будут

играть роль.

Акцент в игре сделан на том, что участники должны не просто сыграть роль,

как им хочется, но сыграть ее в соответствии с типажом персонажа в рамках

сюжета.

Диалоги

выстраиваются

на

усмотрение

«актера»,

но

стиль,

особенности

поведения,

характер

должны

соответствовать

герою

мультфильма.

В качестве примера приведу, как эта игра прошла в моей группе с ребятами

детского дома. Участниками были подростки, которым предстояло сдавать

экзамены в школе. В связи с этим был выбран соответствующий сюжет.

После

просмотра

мультфильмов

ребятам

был

дан

сюжет

ситуации:

«Смешарики пришли на экзамен. Они стоят в коридоре школы. В аудитории

№ 9 через 15 минут начнется экзамен. Они бурно обсуждают, как будут его

сдавать и что будут делать после экзамена»

Ребятам дается несколько минут, чтобы собраться с мыслями. Затем они

выходят на «сцену» и проигрывают ситуацию.

Также в помощь дается информация с ключевыми репликами героев на

случай заминки. Например, фраза Кроша «елки-иголки», Копатыч «укуси

меня пчела» и т.д.

Игра показывает насколько человек может подключить свой эмоциональный

репертуар,

умеет

ли

в

непредвиденной

ситуации

не

растеряться.

Также

хорошо просматривается групповая динамика: умение поддержать другого

игрока, взаимодействие с участниками команды.

Очевидный плюс данной игры в том, что она рассчитана на широкую

возрастную

аудиторию

и

гибкость

сюжетной

линии,

опять

же

в

зависимости от возраста и целей основного занятия.

Приложение 1

Характеристика личности героев мультфильма «Смешарики»

Крош

Весёлый

и

энергичный

кролик-непоседа,

по

темпераменту

холерик.

Он

суетлив

и

часто

перебивает

собеседника,

часто

моргает

сначала

правым

глазом,

потом

левым,

любит

приключения

вроде

похода

в

горы

или

подводного

плавания

и

всё

время

втягивает

Ёжика

в

с в о и

авантюры. Неунывающий оптимист и экспериментатор, он на всё имеет своё,

особое мнение. Этот Смешарик никогда не сидит на месте!

Ёжик

Серьёзный

и

совестливый

друг

Кроша,

флегматик.

Ёжик

очень

хорошо

воспитан, рассудителен. Ёжик медлителен и немного застенчив, стеснителен,

чрезмерно чувствителен к окружающим. Имеет коллекции грибов, кактусов и

фантиков. Любит порядок. Имеет талант мирить тех, кто поссорился. Ежик

верит

в

деда

мороза.

Это

только

на

первый

взгляд

кажется,

что

Ёжик

пытается во всем подражать своему другу Крошу. На самом же деле Ёжик –

вполне самостоятельная и тонко чувствующая натура. Он то рвётся спасать

незнакомку, то не может забыть о своем обещании. А еще медитирует над

пирамидками, учится играть в гольф и очень озабочен тем, думают ли о нём

на звёздах.

Бараш

Поэт-лирик, он вздыхает и пишет стихи о печали, меланхолик. Его тонкую

натуру

легко

обидеть,

поэтому

Бараш

требует

много

внимания

от

окружающих,

которое

он

привлекает

своей

не счастно стью

и

непонятливостью. Бараш — легко ранимый, в трудной ситуации он даже

может заплакать. Но он не желает, да и не способен причинить кому-нибудь

зла и только всячески пытается выразить свою симпатию к Нюше, хотя и не

совсем удачно. Бараш – романтик и мечтатель. Он такой ранимый, что даже

обычное наступление осени может вогнать его в глубочайшую депрессию. Но

иногда у Бараша случаются взрывы активности.

Нюша

Девочка-хрюшка (свиНюша), которая мечтает стать принцессой, по характеру

она сангвиник. Нюша считает себя неотразимой красавицей, следит за своей

внешностью и модничает. Она очень любопытна, по-женски манипулирует

окружающими и старается быть центром всеобщего внимания. Нюша —

воплотила в себе все главные женские черты. Она подросток, но старается

казаться

взрослой

и

неотразимой,

«мечтает

о

сцене,

славе,

конфетах

и

миллионе поклонников». Нюша — толстушка и модница, она кокетлива, и

убеждена, что «в девушке должна быть загадка, а ещё лучше тайна». Если

Нюша вдруг решила, что она необыкновенная, значит, так оно и есть. Она

может все.

Лосяш

Рассеянный

и

забывчивый

лось-учёный,

интересуется

астрономией

и

другими науками, даже получил Нобелевскую премию. Он очень серьёзен,

любит читать книжки и иногда пытается применять свои теории на практике,

то

есть

«ходить

в

народ».

При

всей

его

отрешённости

он

любит

поесть. Имеет у себя дома огромную библиотеку, в которой есть книги на

любой случай жизни. Из всех смешариков он самый эрудированный, работает

на компьютере. Лосяш - это интеллигентный, образованный лось и философ.

Лосяш может ответить на любой вопрос. Еще он любит ставить опыты,

создает

своего

клона,

раскрывает

тайны

астрологии

и

особенности

вестибулярного аппарата, пишет реалистичные картины и обожает готовить.

Иногда публикует свои научные заметки в журналах. Убеждён, что знает

жизнь. Любимое словечко: «Феноменально!».

Пин

Это пингвин-изобретатель, немец, говорящий с сильным акцентом (иногда

даже

употребляет

немецкие

слова,

и

коверкает

русские),

живёт

в

холодильнике и вообще выделяется своей некоммуникабельностью среди

других

Смешариков. Несмотря

на

доброту,

готовность

помочь

другу

и

решительность, Пин рассеян и гораздо лучше разбирается в «железе», чем в

жизни. Не проходит и дня без того, чтобы он что-нибудь не смастерил. Пин

— единственный из персонажей «иностранец». Любимая фраза: «О, майн

готт!».

Кар-Карыч

Ворон-артист с очень бурным прошлым: он много путешествовал, выступал в

цирке и пел, но сейчас вышел на пенсию. Карыч очень любит быть в центре

внимания,

много

болтает

и

хвастается,

и

всё

это

делает

чрезвычайно

заразительно.

Иногда

его

заносит,

но

в

основном

он

трогательный

и

сентиментальный.

К

нему

часто

обращаются

за

советом,

он

очень

эрудирован, но рассеян. Всё, что случается со Смешариками, он уже пережил

и сделал из этого выводы. Хитер, мудр, идет по жизни с высоко поднятой

головой. Он старше многих смешариков, поэтому его все уважают. Даже при

таком богатом жизненном опыте и мудрости Кар-Карыч ухитряется попадать

в

истории

самые

разнообразные

и

всегда

безумно

интересные!

Надо

з а м е т и т ь ,

ч т о

н а ш

г е р о й

в

л ю б о й

с и т у а ц и и

о с т а е т с я

непоколебимым оптимистом: всегда подтянутый, элегантный, уверенный в

себе

Кар-Карыч

легко

переносит

любые

неприятности.

Страшится

одиночества.

Копатыч

Это

добрый

и

хозяйственный

медведь-огородник,

который

выращивает

продукты для всех Смешариков. Имеет большую физическую силу и твёрдый

характер, в трудных ситуациях берёт всё в свои руки. Лучший танцор диско .

Он

любит

свой

огород

и

трепетно

за

ним

ухаживает:

борется

с

некультурными

растениями,

стрижет

газон

и

строит

новые

ульи

своим

пчелам, чтобы они приносили больше его любимого меда. В свободное время

Копатыч не прочь сходить на рыбалку, поболеть за свою футбольную команду

и попеть частушки под гармошку. А еще он очень любит своих друзей –

всегда придет им на помощь, поможет добрым и мудрым советом. Зимой

Копатыч, как и все медведи засыпает, но просыпается на Новый год. Копатыч

отличается

консервативными

взглядами.

Он

наблюдателен,

отзывчив,

простодушен.

К

любому

делу

подходит

основательно,

а

в

критических

ситуациях

способен

мыслить

трезво.

Любимое

выражение:

«Укуси

меня

пчела».

Совунья

Сова-врач, раньше была преподавателем физкультуры, обожает спорт, любит

свежий воздух. Очень хозяйственна, весьма прагматична, обладает большим

жизненным опытом, но при этом довольно сентиментальна. Несмотря на своё

имя, по режиму дня является жаворонком. Живёт в дупле дерева на северо-

западе. У неё есть балкон, лестница и крутая горка, для лыж — самого

любимого спортивного увлечения. Применяет на окружающих свои познания

в

области

медицины.

Любит

дисциплину

и

чистоту.

Запасливая,

хозяйственная, снабжает всех соленьями, советами на любой случай жизни и

снадобьями.

Приложение 2

Примерные фразы и выражения:

Крош: «Да что там экзамен. Это ерунда. Ну что мы по-вашему зря столько

учили?!», «Вот сдадим экзамен и бегом веселиться», «Елки-иголки – хорош

переживать!»

Ежик: «Экзамен – это очень серьезно и важно», «Перестаньте дурачиться,

лучше повторите материал»

Бараш: «Если я не сдам экзамен – это будет полный провал», «Учить экзамен

мне не лень, сижу над книжкой целый день»

Нюша: «Ну если мне поставят плохую оценку, я им покажу. Нельзя так с

принцессами», «Я сказала и значит так и будет!», №Красавицам не надо

переживать за какие-то там экзамены»

Лосяш:

«Я

думаю

вы

все

поддались

массовой

панике,

связанной

с

экзаменом. Да здесь опыты ставить можно!», «Феноменально! Находчивые

мои, думаю я это исследую»

Пин:

«О,

майн

гот!

Я

кажется

забил

шпаргалки!

Что

же

делать?!»,

«Компрессия, я придумал как сдать экзамен! Я быстренько изобрету машину

времени, слетаю в будущее и буду знать какой у меня попадется билет!»

Кар-Карыч: «Эх, если бы вы знали, как я сдавал экзамены, когда жил в

Гватемале у своей тетушки. Вот это был экзамен»

Копатыч: «Быстрей бы сдать уже и на дачу. Надо уже грядки готовить к

посеву», «А еще сегодня футбол будет по телеку»

Совунья: «Все приняли витамины? Экзамен — это стресс для организма и

ослабляет иммунитет», «После экзамена все идем ко мне пить чай с липой и

имбирем»



В раздел образования