Напоминание

"Стишки по опорным картинкам в работе с детьми со стёртой дизартрией"


Автор: Кернасюк Снежана Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Электроугли, Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Стишки по опорным картинкам в работе с детьми со стёртой дизартрией"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Стишки по опорным картинкам в работе с детьми со

стертой дизартрией»

Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться

актуальной до настоящего времени.

Самым сложным направлением работы в коррекции стертой дизартрии

на этапе выработки новых произносительных умений и навыков является

автоматизация

вызванного

звука,

т.е.

закрепление

его

правильного

произношения.

Часто логопеды в своей работе сталкиваются с тем, что ребенок

изолировано

произносят

все

звуки

правильно,

а

в

речевом

потоке

затрудняется.

В работах О.В. Правдиной, Л.В. Мелиховой, Р.И. Мартыновой и других

рекомендовалось

уделять

повышенное

внимание

автоматизации

звуков

в

лексическом материале разной сложности.

Одним из значимых видов работы на этапе автоматизации звуков является

использование

коррекционно-развивающих

упражнений,

основанных

на

миниатюрах,

максимально

насыщенных

автоматизируемым

звуком,

по

опорным картинкам.

Логопедическое воздействие при этом опирается на специальные

принципы коррекционной работы, в частности, на принцип развития (учета

«зоны

ближайшего

развития»,

по

Выготскому),

который

предполагает

усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической

работы. Так, ребенку, находящемуся на этапе автоматизации звука в словах

различного типа, могут быть предложены опорные картинки, максимально

насыщенные

автоматизированным

звуком

и

подобранные

определенным

образом.

Таким образом, в процессе называния предметных картинок в рифмовках

речевое внимание распространяется не на отдельные слова, а на небольшой

стишок, состоящий из слов, которые ребенок может произнести. У ребенка

гораздо быстрее и легче формируются навыки самоконтроля, что в итоге

облегчает

процесс

выработки

коммуникативных

навыков.

Использование

большого количества опорных картинок опирается на принцип поэтапного

формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

Становление умственных действий – длительный процесс, который

начинается

с

развернутых

внешних

операций

с

использованием

вспомогательных

материализованных

средств

опоры,

а

затем

постепенно

сокращается,

автоматизируется,

переводится

в

умственный

план.

При

выполнение

рекомендованных

игровых

упражнений,

ребенок

сначала

опирается

на

картинки,

а

затем,

когда

хорошо

запомнил

текст,

может

выполнять упражнения без опоры на картинки.

Большое количество опорных картинок облегчает усвоение и

запоминание материала, делает занятия наглядным и интересным.

Смирнова Л.Н. отмечает, что использование подобных игровых

упражнений

даёт

большие

возможности

для

психо-речевой

компенсации

детей со стертой дизартрии, а именно:

быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

успешно развивается речевая сноровка;

обеспечивается психологический комфорт во время занятий;

дети запоминают большое количество речевого материала, в котором

успешно закрепляются исправленные звуки речи;

активизируются и восстанавливаются высшие психические функции

(память, внимание, восприятие, мышление).

Для достижения наилучшего результата при автоматизации звуков в

рифмовках по опорным картинкам необходимо придерживаться следующих

рекомендаций:

занятия нужно проводить ежедневно или через день;

при

произношении

слов

следует

слегка

утрировать

(выделять)

закрепляемый звук;

важно,

чтобы

ребенок,

проговаривая

рифмовки,

показывал

соответствующую

картинку

(подключение

тактильного

анализатора

способствует лучшему запоминанию);

для

закрепления

звука

желательно

осуществлять

речевую

зарядку,

называя каждую картинку три раза подряд;

когда ребёнок хорошо запоминает текст, можно выполнять упражнения

без опоры на картинки в ускоренном темпе.

В целях активизации ребенка на занятии и повышения познавательного

интереса

рекомендуется

изменить

форму

подачи

учебного

материала.

Вместо многократного, скучного повторения слогов, слов, предложений с

отрабатываемым

звуком

целесообразно

использовать

коррекционно-

развивающие

упражнения,

основанные

на

рифмованных

миниатюрах

по

опорным

картинкам

на

разных

этапах

занятий

с

детьми

со

стертой

дизартрией.

Ниже

предложены

рифмованные

миниатюры,

максимально

насыщенные автоматизируемыми, а также дифференцируемыми звуками.

(Автор учитель – логопед Кернасюк С.С.)

1.

«Ласковый Жужа»

Ласковый Жужа в картинки играл,

Ласково всё он называл:

Ежик, ножик, утюжок,

Ложечка, снежок, лужок,

Медвежонок, жакетик, пижамка, флажок,

Дождик, животик, дружок, пирожок.

2.

«Весело бежит лиса»

Весело бежит лиса:

Сасаса да сасаса.

Видит – сонная сова,

Серый слон, летит оса, на осине – семь сорок,

Вот в песочнице песок,

В ней спокойно спит сурок.

3.

«Галя и Толя»

Галя и Толя слепили из глины

Лебедя, ель, лису и дельфина,

Соболя, льва, улитку, теленка,

Много цыплят, оленя, козленка.

4.

«Посчитай»

Считали картинки два ежа:

Жук, крыжовник, два ножа,

Лыжи, желудь и лужок,

Жаба, лужа, пирожок,

Сколько их всего – скажи,

Быстро цифру покажи.

5.

«Рома и Рая»

Рома и Рая в картинки играли,

Что у кого они называли.

У Раи сарафан, у Ромы барабан

У Раи паровоз, у Ромы Дед Мороз

У Раи парусник, у Ромы градусник.

6.

«Жираф, корова и баран»

Жираф, корова и баран

Гадают на ромашке.

Что купить им: барабан?

Ракету? Розу? Кружку?

Баранки? Ручку? Сарафан?

Или вкусную ватрушку?

7.

«Магия»

Магия какая – то сейчас начинается,

Всё маленькое в большое легко превращается.

Был волк – стал волчище,

Был дом – стал домище,

Был нос – стал носище,

Был хвост – стал хвостище.

8.

«Кораблик»

Мы со звуком «р» играем

И кораблик собираем:

Трап, корма, штурвал и рубка,

Иллюминатор, парус, шлюпка.

Стоп! Внимание! Исправляй!

Без «р» картинку называй.

Инструкция: назови картинку, в название которой нет звука «р».

9.

«Игрушки»

Игрушки бывают разные:

Желтые, белые, красные…

Желтый шарик, зеленый фонарик,

Красная матрешка, голубая поварешка,

Розовая хрюшка, синяя погремушка,

Черная стрела, серебристая пила.

10.

«Коля и Оля»

Коля любит котлеты,

Оля любит галеты,

Коля любит блин,

Оля любит ванилин,

Коля любит хлеб,

Оля любит плед.

11.

«Галя, Валя и Толя»

Галя, Валя и Толя гуляли.

Много людей они увидали:

Вот – малютка Оля в люльке,

Лена кукле дает пилюльки,

Лика и Лиза несут балетки,

Дядя Коля пьет таблетки,

Вот у Лени болит колено

И мальчик Лева несет полено.

12.

«Почему?»

Почему у сома усы

И какие слон видит сны?

Почему спит сова на суку?

Почему нужен нос барсуку?

Почему гудит пылесос?

Почему свистит насос?

Почему поет соловей?

На вопросы ответь скорей!

Таким образом, предлагаемый речевой материал – один их наиболее

продуктивных видов коррекционной деятельности, так как использование

стишков с опорой на наглядные картинки позволяет превратить процесс

введения

поставленных

звуков

в

речь

и

их

дифференциацию

в

легкую

увлекательную игру.

Учитель – логопед Кернасюк С.С.



В раздел образования